Интеллектуальная собственность в VR — всё, что нужно знать

Интеллектуальная собственность в VR — всё, что нужно знать

Юридическая компания «Зарцын, Янковский и партнеры» отвечает на главные правовые вопросы об использовании интеллектуальной собственности в виртуальной реальности. Пригодится тем, кто занимается VR-бизнесом и не хочет получить иск или штраф.

Защите подлежит только реализованная идея

Как театр начинается с вешалки, так игра начинается с идеи. Чем более закручен сюжет или круче используемые приемы, тем больше ее популярность. Печально, но защитить саму по себе идею нельзя. Это прямо прописано в Гражданском кодексе и много раз подтверждалось судебной практикой.

Так, в одном из недавних судебных споров суд оценивал нарушение прав на идею эффекта виртуальной реальности. Автор зафиксировал ее в письменной форме под общим названием «использование эффектов виртуальной реальности» и депонировал текст. Эффект представляет собой «виртуальный подъем вверх с привязкой к местности, указанной на интерактивной карте», который позволяет человеку, просматривающему интерактивную карту, осуществить виртуальный подъем вверх и/или виртуальный спуск вниз и осмотреть панорамный вид местности на интерактивной карте. Впоследствии указанный эффект стал использовать Google. Суд указал, что идея защите не подлежит.

Интеллектуальная собственность в VR — всё, что нужно знать

Депонирование идеи в виде текста не дает защиты, а может лишь использоваться в качестве доказательства авторства. Это имеет смысл только в случае спора относительно нарушения исключительных прав на объекты, так как позволяет определить дату возникновения. Иногда в целях защиты пытаются запатентовать принципы игры, но Гражданский кодекс запрещает это делать и в ст. 1248 указывает на запрет патентования правил и методов игр. Отсюда вывод: возможность защиты прав возникает только в момент реализации.

В одном из судебных споров оспаривался патент, полученный на метод лотереи, и суд справедливо указал, что «способ изобретения по спорному патенту содержит характеристики процесса игры, включающие действия над материальными объектами с помощью материальных средств, однако, этот процесс не приводит к возможности получения результата, обусловленного решением какой-либо технической задачи, а обеспечивает получение только такого результата, который не является техническим». В связи с этим полученный ранее патент был отменен.

Конечно, всегда можно использовать режим коммерческой тайны для защиты идеи, но, с точки зрения последующей защиты, этот способ сложен в доказывании.

Своевременно регистрируйте название и дизайн персонажей в качестве товарных знаков

Когда игра наберет популярность, ее название может стать отдельным активом, а значит, на него нужно получить права. В отличие от идеи, защитить название можно, но для этого нужно зарегистрировать его в качестве товарного знака.

Интеллектуальная собственность в VR — всё, что нужно знать

Кстати, это относится и к именам героев игры. В этом случае имеет смысл регистрировать в качестве товарного знака не только имя, но и изображение. Всем известны судебные процессы по защите прав на «Смешариков», «Машу и Медведя», «Фиксиков» и других мультипликационных героев. Это стало возможным именно потому, что они зарегистрированы.

В ряде случаев правообладатели персонажей взыскивали компенсацию с лиц, которые использовали их изображения на товарах, в печатной продукции.

Используя чужую игру, заключайте лицензионный договор и проверяйте все разрешения

Сама игра представляет собой совокупность видео, графики, программного обеспечения, музыкального сопровождения, текстов, интерфейса и других элементов.

Если игра принадлежит третьим лицам, для ее использования в целях извлечения прибыли необходимо заключить с правообладателем лицензионный договор. Стоит учесть, что игры в открытом доступе, как правило, распространяются на ограниченных условиях, не допускающих использование в предпринимательской деятельности.

Рассмотрим случай из практики. Исполнитель создал для заказчика музыкальную композицию. В договоре было сказано следующее:

«Исполнитель передает Заказчику все исключительные права на Тизер и иные результаты интеллектуальной деятельности, созданные в результате выполнения работ/оказания услуг, предусмотренных условиями настоящего Договора, для использования в любой форме и любым способом, на территории всего мира, без ограничений, в течение всего срока действия охраны исключительных прав на указанные объекты, то есть отчуждает в полном объёме.

При этом Исполнитель гарантирует, что все результаты интеллектуальной деятельности, которые будут созданы в процессе выполнения работ/оказания услуг, предусмотренных настоящим Договором, не будут каким-либо образом нарушать авторские и иные права третьих лиц. В случае нарушения Исполнителем принятых на себя гарантий и при предъявлении заказчику претензий и исков относительно нарушения авторских и иных прав третьих лиц, Исполнитель принимает на себя обязательство по их урегулированию и несет ответственность по таким претензиям и искам».

Позднее выяснилось, что исполнитель при оказании услуг нарушил исключительные права третьих лиц и позаимствовал чужое произведение. В связи с этим именно с исполнителя была взысканакомпенсация.

Подписывайте договор с разработчиками о передаче вам исключительных прав

Создатели игр должны помнить, что нужно обязательно получить исключительные права на каждый из элементов. Они должны быть прописаны в договоре с разработчиками (дизайнерами), так же, как это бывает с любым другим объектом авторских прав. В противном случае права останутся у автора и он сможет либо сам использовать их, либо передать третьим лицам. И тогда правообладатель может обратиться к вам с иском и помимо запрета на использование объекта в игре взыскать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

В связи с отсутствием релевантной практики, приведем такой пример — Администрация города заказала скульптуры и оплатила работы, полагая, что будучи заказчиком, получает и исключительные права. Но так как договором вопрос исключительных прав урегулирован не был, суд сделал справедливый вывод об отсутствии у заказчика исключительных прав.

Чтобы вы не ошиблись при выборе, Rusbase рекомендует своим читателям надежных юристов и адвокатов.

Обязательно включайте в договор с непосредственными разработчиками или дизайнерами пункт о запрете использования без вашего разрешения объектов, права на которые принадлежат третьим лицам, и ответственности за такое нарушение.

В целях защиты также можно получить патент на интерфейс и зарегистрировать его в качестве промышленного образца.

Не используйте без разрешения правообладателей персонажей и названия фильмов, анимации и литературных произведений

Больше всего споров возникает вокруг персонажей игр. Часто разработчики используют героев из популярных литературных произведений или фильмов, но это можно посчитать нарушением исключительных прав.

Персонаж отдельно от других объектов получает защиту, только если он является оригинальным и представляет собой самостоятельный продукт творческого труда. Суды дают такое определение: «персонажем аудиовизуального произведения как самостоятельным результатом автора могут являться созданные и зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные (кукольные) образы главных героев, в отличие от других действующих лиц, обладающие такой совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличительными от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и других признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия».

Например, герои книги «Приключения Незнайки» были использованы в настольной игре, что позволило автору подать на создателей в суд и получить компенсацию, признав саму игру контрафактной.

Оригинал

Cкопировано из сайта vr-j.ru
Подписывайтесь на наш Telegram
Метки:
Dunyasha, 01 февраля 2018
Поделитесь с друзьями:
Комментарии
Последние комментарии
Написать комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *