Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе

В середине ноября в Амстердаме прошла ежегодная крупнейшая в Европе конференция по VR. Мы отправились туда частью команды, чтобы самостоятельно потестировать последние hardware и software новинки и пообщаться с предпринимателями, научными командами и художниками, создающими VR контент. И конечно, потому что мы обожаем Амстердам, и считаем необходимым совмещать приятное с полезным.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
VR Days — это три дня событий, распределенных по нескольким городским площадкам. В программу входили параллельные сессии с лекциями и панельными дискуссиями, масштабная демо-зона, арт-зоны и питч-сессии стартапов, сессии “свиданий” и награждение победителей по нескольким номинациям. Любопытно, что организаторы стратегически отталкиваются от парадигмы Art-Science-Business (ASB), это идеальный симбиоз для целостного раскрытия любой технологии в рамках развития, просвещения и популяризации. Неудивительно, что нам понравилась структура программы и выбранные организаторами локации — когда-то мы проводили крупнейшую в России конференцию по XR технологиям MIXAR , руководствуясь ASB парадигмой.

Но давайте вернемся в Амстердам.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе

Тренды и технологии

Основное преимущество крупных конференций — это возможность провести общий анализ и сделать срез самых транслируемых трендов. Таким образом можно понять, куда двигается развитие отрасли, и что в ближайший год будет самым востребованным. Начнем по порядку.

FULL IMMERSIVE

Все что касается Full Body Tracking — применяется в VR уже достаточно давно, от развлечений до систем обучения. По-настоящему полное погружение раскрывается в приближении к реализму через большее количество ощущений и чувств.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Многие стартапы давно экспериментируют с синтезом запахов в виртуальной реальности, но компания Sensiks пошла дальше, создав кабину с полным погружением, где кроме просмотра визуальной составляющей и ощущения запахов можно так же работать с изменением температуры, изолированным и качественным звуком, потоками воздуха, вибрациями и частотой света — всем, что создает условия для расслабляющего, медитативного или повышающего настроение опыта с высоким качеством погружения.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Важная часть приближения реальных ощущений — уход от контроллеров. Это очевидный барьер к восприятию цифрового слоя, на пути сближения physical+digital. Этот тренд касается не только виртуальной реальности, но и дополненной. На конференции было представлено большое количество стартапов, работающих с распознаванием частей тела, в частности, рук. Многие компании демонстрировали контент, который полностью завязан на работе без контроллеров. Это, в первую очередь, касается обучающего контента и работы с цифровыми двойниками индустриальных объектов, где требуется концентрация на деталях и отработка действий в точности, как это необходимо при работе с реальным оборудованием.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Отдельное внимание стоит уделить теме трекинга глаз в VR/AR-очках. В демо-зоне стенды с Eye-tracking было трудно не заметить, свои наработки представляли Tobii, Imec, Memory lane. Подробнее о них можно почитать, кликнув на названия компаний.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Пожалуй, наиболее интересные методы расширения возможностей в VR — это представленные на конференции многочисленные стенды с применением электроэнцефалографов (ЭЭЦ), а также пульсометров и других датчиков. Их применяют и в медицинских проектах, и в тренинговых решениях. Больше всего нам запомнился стенд Brainspace в зоне Creators Lab. Задача, которую они решают, — визуализация получаемых нейронных импульсов с последующим составлением карты мозговой активности. Интересно, что через форму и цвет визуальных образов, проецируемых на стену в реальном времени, можно попытаться понять, о чем именно думает в данный момент испытуемый.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе

VR HEADSETS & PICTURE-QUALITY

Многие скажут, что именно с этой темы стоило начать, рассуждая о трендах VR. И да и нет. Если вы активно следите за релизами гарнитур и очков виртуальной реальности, и регулярно тестируете новые устройства, — вряд ли VR Days сможет сильно удивить вас в этом направлении. Большой плюс конференции в том, что все последние хэдсеты представлены в одном месте, это дает возможность наиболее трезво оценить преимущества каждого из них в ситуативном сравнении.

Один из девайсов, о которых стоит рассказать — VR шлем VARJO. Очередь к стенду не заканчивалась на протяжении долгого времени, и мы тоже ее отстояли, ведь компания позиционирует себя как очки, выдающие самую качественную картинку. Это оказалось правдой, демо-контент оставил очень приятные впечатления, но при этом нас удивило, что сама конструкция шлема не дает качественного обзора, из-за широкой пред-линзовой части.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Очевидный тренд производителей VR очков 2019 года — уход в автономность. Компании работают над мобильностью шлемов, убирая связь с ПК, базовыми станциями и контроллерами, при этом пытаясь сохранить качественную картинку и производительность. Достигнуть совершенства в этом плане в полной мере пока никому не удалось, поэтому 2020 год подарит нам еще много новых продуктов, удивляющих своей автономностью с сохранением высокого качества изображения и функциональными возможностями. А также интеграция с eye-tracking технологиями сделает фовеальный рендеринг стандартом, что повысит производительность шлемов и, соответственно, качество картинки.

CONTROLLERS

Перчатки. Очень много перчаток.
Действительно, трендом этого года в сфере контроллеров на VR Days стали перчатки. Можно было примерить прототипы, абсолютно любых форм и разного качества трекинга. От изящных шпионских до испещренных проводами и лампочками cyberpunk-версий. Вот некоторые из них.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Среди контроллеров нас покорил лаконичный и красивый девайс LITHO. Это миниатюрная клипса для управления контентом в дополненной реальности, идеально ложащаяся между пальцами. Простота и изящность технологии побудили нас приобрести себе один экземпляр.

INDUSTRIAL & TRAININGS

Стоит отдельно выделить, что не только в рамках демо-зоны, но и в лекционных залах большое внимание уделялось промышленным и индустриальным продуктам.

Демо-зона VR Days в большей степени не про развлечения. Это тренажеры, обучающие soft/hard skills кейсы, высокоточные scan-решения, реабилитационные платформы и масса hardware-стартапов, работающих с крупными индустриальными компаниями. Через тематику промышленности многие компании раскрывают Phygital-тренды, такие как Digital Twin, DataViz и многие другие, как, например, Голландская компания ControlLab.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Одно из развивающихся направлений — удаленная помощь профессионального специалиста в AR, а также мануалы для производственного оборудования с распознаванием физических объектов. Нам удалось познакомиться с командой, проектирующей подобную платформу — AMA Xpertyey.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Также на конференции был представлен стенд европейского XR консорциума в индустриальной тематике, который насчитывает 17 активных партнеров Industrial Reality Hub.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Стоит подчеркнуть, что VR, как технология, объективно вносит свой вклад в развитие обучения и здравоохранения уже не первый год. Воссоздание ситуации, чрезвычайного происшествия, абстрактной опасности в виртуальной реальности позволяет предотвратить ее возникновение в реальной жизни, это было неоднократно доказано на практике внедрившими VR-обучение компаниями и корпорациями. Это подтверждают и представленные на VR Days стенды компаний, в чьих компетенциях реабилитация пациентов с посттравматическими синдромами. Одна из них — VR4REHAB.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Стенд стартапа RIVR демонстрировал решения по фотореалистичному сканированию пространств, а также VR тренингам.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Кстати, сканирование в промышленных масштабах с высокой точностью представила команда Minimyset. Им удается достигать высокого уровня оптимизации без потери качества, что весьма впечатляет. Компания не представляет своего продукта, а является сервисом, предоставляющим услуги по сканированию.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе

VR SUPPORT

Сюда хотелось бы отнести инфраструктурные и поддерживающие стартапы и сервисы. Например, в этот раздел можно включить производителей боксов для хранения и дезинфекции VR-хэдсетов Cleanbox. Хочется отметить качество и позиционирование продукта, стоимость 1200$. Так же планируем приобрести, обязательно поделимся фидбэком от использования.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Кроме того, к Support можно отнести создателей платформ, вносящих неоценимый вклад в развитие отрасли. Несмотря на то, что VR Days про VR — мы познакомились с большим количеством стартапов, развивающих собственные SDK для создания AR и WebAR экспириенсов. Нам очень приглянулась компания Immersal, развивающая собственную платформу для создания AR. У них доступен SDK, способный работать с безмаркерной дополненной реальностью и создавать облако точек с последующей качественной привязкой контента в AR.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Также хотелось бы выделить Plastic SCM — систему контроля версий, которая помогает командам сосредоточиться на выполнении работы, по единой задаче одновременно для всех участников. Такие примеры тоже являются хорошим признаком зрелости отрасли — для улучшения своих решений и повышения опытности команды, XR компаниям необходимо повышать качество и скорость разработки, повышать уровень DEVOPS процессов. Такие сервисы помогают решать эти важные задачи.

Если говорить про support со стороны BigData в разрезе Европейского культурного наследия, — неоценимый вклад в этом направлении вносит проект Time Machine, который воплощает международное сотрудничество по созданию карты европейской истории, охватывающей тысячи лет.

PHYGITAL ART

Конечно же, искусство — это масштабная тема, заслуживающая отдельной большой статьи. Для того, чтобы описать обилие подходов, вариативность XR-арт опытов, представленных на VR Days, потребуется отдельный материал. Ведь сюда, с точки зрения воплощения, нужно включить раздел VR-кинематографа, работу с графикой, Volumetric video, VR-painting и многое другое. А если говорить про художественные подходы — понадобится целая серия статей и заметок, чтобы рассказать обо всех тщательно отобранных экспириенсах, занявших свое место на конференции. Обо всем этом постепенно и со вкусом мы рассказываем и будем рассказывать в нашем Telegram-канале PHYGITAL ART.

Вот, к примеру, как выглядела одна из зон, посвященных теме иммерсивного искусства. Камера фотоаппарата не охватила масштаба, но в одном лишь зале было представлено около 15 художественных работ, занявших призовые места на крупнейших фестивалях и получивших награды в рамках международных арт-ивентов.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе

PHILOSOPHY YURTA

Кажется, эта зона заслуживает отдельного блока. Это скорее относится к организационной части VR Days, но это гениальная и красивая часть конференции. На улице между корпусами была построена “философская юрта”, с обязательным правилом снимать обувь (внутри было тепло). Любой желающий мог войти в юрту и вступить в неформальную дискуссию про будущее XR, сингулярность, трансгуманизм и Phygital. Найти единомышленников и “без галстуков”(и ботинок) описать свое собственное представление мира будущего, где технологии займут роль улучшения человеческих способностей и возможностей.

Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе
Что нужно знать о главной конференции по виртуальной реальности в Европе

ВЫВОДЫ

Выше мы обозначили главные тезисы относительно технологической развитости современной Европы в сфере XR — о которой могли судить по одной из самых крупных XR-конференций. Мы постарались все это описать в рамках обзора трендов в этой статье. Дополнительно подвести итог хотелось бы следующими пунктами, со стороны взгляда российской компании:
Мы конкурентноспособны. Несмотря на то, что Россия малая часть мирового рынка XR — сейчас нет технологий, с которыми бы не работали российские компании.

Средний возраст посетителей конференции 30–35 лет. Это говорит о зрелости рынка. Большинство посетителей VR Days — люди с большим бэкграундом в своей сфере. Эти люди применяют или хотят применять VR в своей деятельности. Компании, представленные на конференции, получают реальную пользу от присутствия там, и их продукты уже вышли за пределы неподкрепленных аналитикой прототипов.

Тренд иммерсивности и растущих возможностей погружения в большей степени не направлен в сторону развлечений. Большинство представленных стартапов и компаний находят применение своим продуктам и технологиям в важных для человека сферах, решая серьезные проблемы и развивая социальные и профессиональные возможности. Это радует!

Автор
Иван Юницкий
vanya@phygitalism.com
telegram: PHYGITAL ART
instagram: youneedsky

Cкопировано из сайта vr-j.ru Подписывайтесь на наш Telegram
Метки: , ,
Источник https://medium.com/phygitalism/vr-days-2019-8afa2cfac2cf
Евгений, 29 ноября 2019
Поделитесь с друзьями:
Комментарии
Написать комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Все комментарии попадают на модерацию