Oculus Rift CV1 — обзор на классический девайс
Виртуальная реальность не первый год будоражит умы как футуристов, так и обычных людей. Технология, позволяющая полностью погрузиться в другой мир всегда была целью развлекательной индустрии и с 80-х годов начались попытки реализовать нечто подобное на текущем наборе технологий.
Последняя по времени попытка была запущена компанией Oculus в 2012 году, а с лета 2013 появилась первая версия устройства для разработчиков (Developer Kit 1). Устройство прошло долгий путь устранения проблем с рассинхроном и технических неполадок, совершенствовало конструкцию. В 2014 году был выпушен комплект DK2, лишенный большинства детских болезней, окончательно доводка Oculus Rift завершилась в начале 2016 года с выпуском потребительской версии CV1.
Развитие проекта на этом не закончилось — в начале мая 2018 года компания выпустила новые очки виртуальной реальности Oculus Go. Эти очки реализуют совсем другую концепцию мобильной VR-гарнитуры: они не требуют подключения к компьютеру, стоят в районе 200 долларов, не нуждаются в проводах и могут работать на заряде аккумулятора несколько часов.
По сути это переосмысление кустарных поделок вроде Google Cardboard, предлагавших сделать свой шлем из дешевого смартфона и коробки. Oculus Go не дает такого же качества картинки или возможностей, как Oculus Rift CV1, но это устройство сейчас одно из самых популярных в сегменте VR-гарнитур, поэтому по ходу статьи они будут часто сравниваться друг с другом.
Характеристики и системные требования
Для начала сравним характеристики трех основных моделей линейки Rift: DK1, DK2, CV1 в виде таблицы. Помимо DK1-2 разработчики получили и третью версию с кодовым названием Crescent Bay, но она уже мало чем отличалась от релизной модели и поэтому не включена в список.
Oculus Rift |
DK1 |
DK2 |
CV1 |
Разрешение (на глаз) |
640*480 |
960*1080 |
1080*1200 |
Матрица |
LCD |
AMOLED |
AMOLED |
Обновление экрана |
До 60 Гц |
До 75 Гц |
До 90 Гц |
Угол обзора |
90 |
90 |
110 |
Трекер движения |
240 Гц |
1000 Гц |
1000 Гц |
Вес, грамм |
380 |
440 |
450 |
В потребительской версии также добавились инфракрасные датчики вдобавок к гироскопу, акселерометру и магнитометру. Время отклика было сокращено до 3 миллисекунд, что устраняет проблемы с вестибулярной системой и тошнотой, появляющейся из-за заметной задержки отклика на первых моделях. CV1 также обзавелась джойстиком Oculus Touch, связывающимся с очками по радиоканалу.
Важно! Устройство перекладывает основную нагрузку на процессор и видеокарту компьютера, поэтому помимо самого Oculus Rift потребуется мощный игровой компьютер.
Стандартная комплектация
На Youtube выложены сотни, если не тысячи видео по распаковке и подключению CV1. Просмотреть комплектующие и сам шлем детально вы можете, например, в этом обзоре.
В комплектацию устройства входит гарнитура с микрофоном связи, пульт управления, сенсор и геймпад XBOX One. Помимо этого в коробке можно найти USB и HDMI-шнуры, удлинитель, адаптер, инструкцию и гарантийный талон.
Все комплектующие выполнены в одном цвете, без излишних украшательств или деталей.
Внешний вид
Дизайн шлема задал стандарт для устройств подобного рода, так что ничего нового или удивительного вы не найдете. Экраны крепятся в закрытой с одной стороны маске, которую можно подогнать под размер головы благодаря системе креплений. Три ремня, зафиксированных в одной точке на затылке снижают нагрузку на шею и плотно фиксируют гарнитуру.
Несмотря на то, что сам шлем очень легкий — меньше 500 грамм — инженеры Oculus не поленились и сделали все для того, чтобы пользоваться им можно было как можно дольше. Устройство окантовано мягким полимером для повышения удобства пользования.
Одноцветный матовый дизайн и внешний вид устройства без как-либо украшений громко заявляет о его молодости. Гарнитура скорее похожа на прототип нового устройства, чем на действующий гаджет, особенно если вспомнить модели от HTC или Самсунга. Не могу сказать, плюс это или минус — части пользователей понравится минималистичный дизайн, другая будет недовольна, желая получить за свои деньги нечто большее.
В целом, Facebook решил пойти по пути Apple, попытавшись сыграть на простоте и элегантности формы, а единственным украшением устройства стала матовая поверхность. Получилось ли у них? Скорее нет, чем да.
Настройка и использование
В первую очередь необходимо настроить компьютер для использования гарнитуры. Скачайте программное обеспечение с официального сайта компании
https://www.oculus.com/download_app/?id=1582076955407037
и установите его на ПК. Это позволит компьютеру правильно определить устройство и задействовать набор программ для работы с ним. В процессе закачки и установки стоит зарегистрировать профиль Oculus – это позволит делать покупки в специальном магазине, добавлять и взаимодействовать с друзьями.
Далее шлем подключается тремя шнурами: два от наушников и сенсора слежения в USB-разъемы, еще один через HDMI-разъем к видеокарте. С этого момента Oculus фактически готов к работе. Запустите одну из демо-игр или любое видео на выбор, чтобы откалибровать линзы под особенности вашего зрения.
Для использования шлема в качестве игрового устройства, стоит заранее уточнить, поддерживают ли интересующие игры такую возможность. Проще всего это сделать, посмотрев профиль игры в одном из крупных онлайн-магазинов игр Steam, Origin или Uplay. Нужные будут отмечены тегом VR или Virtual Reality. Помимо этого, может потребоваться настройка управления внутри самой игры.
Для улучшенного взаимодействия с объектами в комплекте могут продаваться контроллеры Oculus Touch, способный определять изменение положения рук. Датчики Touch позволяют манипулировать предметами в виртуальном мире, предлагая новый уровень погружения.
Перспективы и средняя цена устройства
К сожалению, релиз Oculus не сыскал той популярности, которую ему пророчили в 2012 году. Этому было несколько причин.
-
Очки слишком долго шли к релизу. Все желающие уже успели попробовать, заказав версии «для разработчиков», остальные решили подождать падения цены или появления нового контента.
-
Конкуренты. В 2014 году Google предоставил на конференции вроде бы забавную картонную коробку, которую можно вырезать дома бесплатно и получить суррогат VR-гарнитуры из смартфона ценой 150-200 долларов. Это отсекло огромный пласт целевой аудитории со средним и низким достатком. Помимо Google, свои шлемы выпустили гиганты Sony и HTC, чуть позже — Xiaomi.
-
Стоимость. На момент выпуска устройство требовало hi-end видеокарту и процессор, что в общей сложности поднимало цену далеко зха тысячи долларов. Конечно, у геймеров уже были мощные игровые компьютеры, но проблема в том, что Цукерберг называл Окулус устройством, которое станет новым шагом в индустрии развлечений, для широкого круга людей. Оказалось, что не все готовы платить такие деньги за то, что можно вырезать из коробки.
-
Малое количество контента. Несмотря на выход ДК пять лет назад, многие разработчики просто не понимаюм, зачем им нужен этот VR и что с ним делать. Количество и качество контента постепенно увеличивается, но в 2016 все было совсем нехорошо.
Несмотря на то, что текущий владелец компании Oculus Марк Цукерберг позиционирует очки как новый шаг в компьютерных технологиях, на сегодняшний день основные пользователи технологии — геймеры. Видеоконтент для VR-гарнитур существует, но он сильно специфичен. 3D-видео с концертов снимается очень редко и на данный момент служит, скорее, демонстрацией самой возможности почти живого присутствия.
Сочетание этих факторов сделало один из самых ожидаемых проектов в истории IT нишевым продуктом. Стоимость постепенно начала падать: на май 2018 она составляет около 400 долларов. Крупные российские магазины (Мвидео, Эльдорадо) перестали продавать CV1 из-за низкого спроса: брать очки придется в интернет-магазине. Яндекс.Маркет показывает среднюю стоимость на гаджет в районе 35 тысяч рублей;
Где брать контент?
Покупать VR-гарнитуру без использования специального контента бессмысленно: играть в игры без специальной поддержки немногим проще, чем стрелять в шутерах с рулем и педалями, а просмотр видео без возможности повернуть экран движением головы вызывает головокружение. Предлагаем вам список основным сервисов, создающих, накапливающих и торгующих контентом для виртуальной реальности.
Google Daydream — https://vr.google.com/daydream
Попытка Гугла создать очередной стандарт в IT, на этот раз в виртуальной реальности. Daydream – набор игр, фильмов, видео и других возможностей, работающих со всеми вариантами VR-гарнитур. Проект был создан как логическое продолжение идеи Cardboard, получил поддержку как многих производителей техники (Samsung, HTC, LG, Xiaomi, ASUS), так и разработчиков приложений.
Youtube — https://www.youtube.com/channel/UCzuqhhs6NWbgTzMuM09WKDQ
Ютуб предоставил поддержку 360-видео одним из первых, в марте 2015 года. Подобные видео позволяют управлять направлением камеры движением головы, что создает эффект присутствия на крупных концертах или событиях. В 2016 году сайт объявил о поддержке 360-стриминга, а также обработке 4K-видео. Найти лучшие работы можно на официальном канале Youtube или в поиске с использованием слова VR.
Steam — https://store.steampowered.com/vr/
Крупнейший дистрибьютор видеоигр в мире, Steam одним из первых начал добавлять игры с поддержкой VR в ассортимент магазина. В разделе «Виртуальная реальность» сайта на 2018 год находится около тысячи игр и их число постоянно растет. Серьезность компании в выбранном направлении подтвердил релиз в конце 2017 года нового контроллера SteamVR Input. Сервис станет отличным выбором как для пробы бесплатных VR-игр, так и для глубокого погружения в симуляторы, шутеры и аркады.
Отзывы
В целом отзывы о модели положительные. Пользователи отмечают отличную работу специалистов Oculus и любовь к деталям — в отличие от дешевых гарнитур, у CV1 ничего не мешает и не болтается, устройство работает без подтормаживаний, ошибок и других нареканий. На сегодняшний день Oculus Rift CV1 – лучшая возможность качественно, с головой погрузиться в другую реальность.
В минусах — общая сырость работы. Концепт подключения к компьютеру несколькими проводами не оправдал себя, победила мобильность и дешевизна. Все больше VR-гаджетов строятся на мобильной архитектуре, жертвуя качеством картинки, мощностью и временем автономной работы, взамен получая свободу передвижения и отсутствие проводов.
Недавно вышедший Oculus Go уже стал однозначным хитом, тогда как Rift больше оценивали как «отличная штука, конечно, но я лучше подожду еще пару лет».Необходимость иметь видеокарту уровня GTX 1070 и выше также отпугнула многих покупателей.
Что в остатке? Отличное, мощное устройство, которое из-за особенностей рынка не смогло стать хитом. Если у вас уже есть мощный игровой компьютер и вы задумываетесь о покупке VR-гарнитуры для игровой комнаты, Oculus Rift CV станет лучшим вариантом из возможных. Компьютера нет или вы берете устройство не для игр, а для просмотра видео лежа на диване? Стоит обратить внимание на другую модель.