Apple и Meta*, чей социальный подход лучше?
Казалось, что как ведущая компания в области социальных сетей Meta* будет в лучшем положении для создания богатого социального опыта с помощью своих гарнитур XR. Но после почти десяти лет создания платформ взаимодействие с друзьями через гарнитуры Meta* по-прежнему остается сильно фрагментированным. Applе предлагает изменить подход.
Коротко о социальной стратегии Meta*
Horizon Worlds — это воплощение социальной XR-стратегии Meta. Пространство, куда вы и ваши друзья можете пойти, чтобы создавать новые виртуальные игры и впечатления. Это самое начало концепции «метавселенной»: неограниченного виртуального пространства, где люди могут делиться новым опытом и заводить новых виртуальных друзей.
Но если вы выйдете за пределы Horizon, остальная часть социального опыта на платформе Quest окажется весьма фрагментированной.
Самая базовая форма «социального общения» — это просто общение с людьми, а также ваши привычные действия — например, просмотр фильма, игра в настольную игру или прослушивание музыки. Но делать все это на гарнитурах — значит использовать различные приложения, чтобы фактически попасть в одно пространство со своими друзьями.
В Quest* некоторые приложения используют собственную систему приглашений, а некоторые — систему приглашений Meta* (во всяком случае, когда она работает). Некоторые приложения используют ваш мета-аватар, другие — свой собственный. Что касается интерфейса и того, как вы находитесь в одном месте со своими друзьями, они различаются от приложения к приложению. Некоторые даже имеют отдельные учетные записи и списки друзей.
И давайте не будем забывать, что многие приложения Quest* вообще не являются социальными. Возможно, вы создали потрясающее произведение 3D-искусства, но у вас нет возможности показать его друзьям, кроме как придумать, как сделать снимок экрана и отправить им на телефон. Или вы захотите посмотреть фильм, но сможете сделать это только сами. Или, может быть, вы хотите послушать новый альбом… может быть, вы сможете покопаться в магазине Quest и найти приложение, позволяющее использовать общий браузер для просмотра YouTube?
Подход Apple к социальным сетям в Vision Pro
В Vision Pro Apple применяет принципиально иной подход, предоставляя разработчикам общий набор инструментов и рекомендаций, на основе которых они могут создавать ощущение единства социальных сетей на всей платформе. Идея Apple заключается не в создании сервера, наполненного виртуальными незнакомцами и пользовательским опытом, а в том, чтобы упростить обмен тем, что вам уже нравится делать.
Это, очевидно, опирается на богатую экосистему существующих приложений компании, а также на социальные технологии, которые уже опробованы на платформах.
SharePlay — это функция, которая присутствует на устройствах iOS и MacOS и позволяет людям вместе смотреть, слушать и использовать приложения через FaceTime. А в Vision Pro Apple намерена использовать свою технологию SharePlay, чтобы сделать собственные приложения, такие как Apple TV, Apple Music и Photos более социальными. В документации для разработчиков говорится: компания ожидает, что «большинство приложений VisionOS будут поддерживать SharePlay».
На WWDC в начале этого года Apple рассказала, как она расширяет SharePlay, чтобы вывести социальные сети в совершенно новое измерение в Vision Pro.
Во-первых, SharePlay будут поддерживать «Spatial Personas» в Vision Pro (так Apple называет свои аватары, которые генерируются на основе сканирования вашего лица). Это означает, что приложения на платформе будут иметь общий вид для участников. Apple также предоставляет несколько предварительно настроенных макетов комнат, предназначенных для конкретного контента. Разработчикам не нужно думать о том, где разместить пользователей и как управлять их перемещением.
Например, если разработчик создает приложение для просмотра фильмов, один из шаблонов помещает всех пользователей рядом с экраном. Для более интерактивного приложения есть шаблон, который помещает пользователей в круг вокруг центральной точки. Другой шаблон основан на представлении контента другим пользователям: некоторые участники находятся близко к экрану, а другие — дальше.
Apple утверждает, что данные, которыми обмениваются участники, имеют «малую задержку» и сквозное шифрование. Это означает, что вы можете весело провести время с друзьями и не беспокоиться о том, что кто-то подслушивает.
Люди, которых вы уже знаете, вещи, которые вы уже делаете
Возможно, самое важное то, что Apple опирается на существующий личный список друзей каждого пользователя (т. е. на людей, которым вы уже пишете, звоните или отправляете электронное письмо), а не пытается создать индивидуальный список, который живет только внутри Vision Pro. С помощью SharePlay Apple стремится сначала собраться вместе с друзьями, а затем позволить группе плавно переходить от одного приложения к другому, когда вы решите, что хотите делать.
Создать группу так же просто, как позвонить по FaceTime. Есть настроение посмотреть фильм? Запустите Apple TV и смотрите все, что хотите — ваш друг по-прежнему рядом с вами. Теперь фильм окончен; хочешь послушать музыку, пока обсуждаешь сюжет? Запустите Spotify.
Социальные сети по умолчанию
Даже приложения, которые явно не имеют встроенного многопользовательского взаимодействия, могут быть «социальными» по умолчанию, позволяя одному пользователю делиться экраном приложения с другими. Только ведущий сможет взаимодействовать с контентом, но все остальные смогут видеть и обсуждать его в режиме реального времени.
Именно акцент на «социальных сетях по умолчанию», «вещах, которые вы уже делаете» и «людях, которых вы уже знаете» сделает общение в Vision Pro совершенно иным, чем то, что Meta* строит в Quest* с помощью Horizon Worlds*.
Интересно, что Meta* экспериментировала с этим стилем социального XR много лет назад, и он оказался довольно неплохим. Facebook Spaces был ранней социальной инициативой XR, которая использовала ваших существующих друзей на Facebook и была сосредоточена на объединении людей в макете в стиле шаблона вокруг их собственного фото- и видеоконтента.
Facebook Spaces* был до жути похожим на то, что Apple сейчас делает на платформе Vision Pro. Однако Meta* не стала развивать продукт. Компания закрыла Spaces в 2019 году.
Добьется ли Apple успеха там, где Meta* не смогла?
Создание базовых социальных приложений для Vision Pro определенно облегчит людям подключение через гарнитуру и позволит им делать знакомые вещи с друзьями. Но, безусловно, на гарнитурах Meta* подавляющее большинство «социальных» действий связано с многопользовательскими играми.
И для этого следует отметить, что возможности SharePlay в Vision Pro имеют большие ограничения. Хотя кажется, что он отлично подходит для выполнения «того, что вы уже делаете» с «людьми, которых вы уже знаете», в качестве основы он определенно не соответствует многим многопользовательским игровым процессам.
Во-первых, возможности SharePlay в Vision Pro поддерживают только до пяти человек (вероятно, из-за снижения производительности при рендеринге слишком большого количества пространственных персонажей).
Во-вторых, шаблоны SharePlay поддерживают лишь ограниченное взаимодействие между людьми. Документация Apple немного расплывчата, но компания отмечает: «Хотя система может размещать людей плечом к плечу и поддерживает общие жесты, такие как рукопожатие или «дай пять», пользователи ограничены». Это звучит так, будто пользователи не смогут иметь свободную навигацию или делать такие вещи, как передача объектов напрямую друг другу.
А когда дело доходит до полностью захватывающего социального опыта (например, комнаты отдыха), SharePlay, вероятно, не лучший выбор. Многие социальные приложения виртуальной реальности (например, игры) потребуют возможности отображать различные аватары, соответствующие эстетике опыта, и, конечно же, более пяти одновременно. Им также понадобится больше контроля над сетью и тем, как пользователи могут перемещаться и взаимодействовать друг с другом.
*Meta признана экстремистской компанией на территории России