Чудо на кукурузном поле произошло год назад. Но до сих пор нет однозначных выводов. Можно ли было спасти Airbus A321? Всё ли правильно сделал экипаж? Это уникальное VR-расследование: вместе с экспертами мы реконструировали полет и альтернативные сценарии. Правы ли те, кто считает, что пилотов назвали героями преждевременно? Мы разобрались.
Год назад, 15 августа 2019 года, уже через несколько секунд после вылета из подмосковного аэропорта Жуковский, в лайнер Airbus A321 врезалась стая чаек. Экипажу пришлось экстренно сажать самолёт на кукурузное поле. Все находившиеся на борту — 226 пассажиров и 7 членов экипажа — выжили. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин получили звёзды Героев России.
Прошёл год, однако итогов расследования Межгосударственного авиационного комитета всё ещё нет. Информационный вакуум расколол авиасообщество: не рано ли пилотов назначили героями? Быть может, их действия были ошибочны? Или же они всё сделали верно?
Благодаря экспертам и источникам, знакомым с ходом расследования, нам удалось составить полную картину того, как, вероятнее всего, развивались события.
Теперь и вы можете пережить этот полёт в кресле командира экипажа Дамира Юсупова.
Скачайте приложение RIA.Lab в App Store для iOS или Google Play для Android, чтобы увидеть проект в формате виртуальной реальности (с использованием VR-очков) или в формате 360° прямо на экране телефона (для этого дополнительного оборудования не требуется).
Можно ли было развернуться и совершить посадку в аэропорту, а не садиться в поле, подвергая пассажиров риску? Стоило ли садиться с убранными стойками шасси — и что случилось бы, будь они выпущены, как предписывает инструкция Airbus? Эти переломные моменты мы проанализировали вместе с лётчиками, инструкторами и авиаэкспертами.
«Экипаж оказался в такой ситуации, когда на раздумье у него были не минуты, не часы, а несколько секунд», — сказал Сергей Мастеров, бывший начальник Управления инспекции по безопасности полётов Росавиации.
Чтобы восстановить события с момента взлёта и до приземления, мы тщательно изучили материалы, полученные от экспертов и источников, близких к расследованию. Кроме того, мы проанализировали интервью участников тех событий различным изданиям, а также опубликованную в СМИ расшифровку переговоров экипажа с диспетчером. А для того, чтобы проверить полученные выводы, мы с помощью профессионального пилота воссоздали этот полёт на авиатренажёре.
Находясь на месте пилота, вы сможете сами решить, какие действия предпринять, и увидите, что произошло бы тогда с самолётом и людьми, которые находились на борту.
При подготовке расследования мы столкнулись с тем, что некоторые пилоты и эксперты отказались обсуждать этот инцидент: «там не всё понятно». Многие действующие пилоты и авиаэксперты согласились делиться информацией только на условиях полной анонимности.
Зачем нужен разбор действий экипажа, если всё завершилось благополучно и пассажиры были спасены? Как объясняют пилоты, сами летающие на самолетах Airbus, им крайне важно понимать, что произошло.
«Мы, авиационное сообщество, хотим знать правду. Нам надо знать, как поступать в аналогичной ситуации, если вдруг она произойдет», — пояснил Андрей Литвинов, пилот, командир А320.
У пилотов было очень мало времени на принятие верных решений: весь полет длился 93 секунды. Были ли их решения единственно верными? Ведь главный факт: все люди остались живы. Стало ли это результатом мастерства пилотов или же удачного стечения обстоятельств? Вы сможете сделать вывод сами.
Проект создан в партнерстве с компанией Dream Aero.
Компания предоставила команде разработчиков и журналистов агентства авиасимулятор-тренажер Airbus A320 и инструктора, который помог максимально точно воспроизвести действия пилотов и показания приборов во время взлёта и посадки самолёта.