Кто устанавливает каноны красоты в мире VR и гейминга?
Виртуальная реальность − это идеальная игровая площадка цифрового века. По мере того как границы между онлайн и реальным миром становятся все более размытыми, AR и VR дают нам инструменты для изменения нашего внешнего вида и (что еще более важно) того, как нас воспринимают. Учитывая успех этих технологий в игровых и социальных сетях, трудно избежать соблазна немного поманипулировать своим образом: приукрасить его или создать что-то совершенно иное и чуждое.
И в MMORPG, таких как Second Life и World of Warcraft, и в приложениях, таких как Zepeto и Mii, игрок может настраивать свой аватар одним кликом. Инструменты для создания персонажей, такие как Daz3D и Oculus Medium, дают пользователям возможность создавать аватары с нуля или с использованием готовых шаблонов.
Но хотя выбор онлайн-аватара предоставляет возможность получить полный контроль над нашими цифровыми «я», в реальности выбор часто падает на одни и те же гиперсексуализированные категории. Многие из этих онлайн-образов (особенно женские) нереальны и недостижимы с точки зрения физиологии. Кажется, что от навязанных в офлайн мире стандартов красоты нельзя сбежать даже в виртуальной среде.
Казалось бы: технологии предлагают нам безграничные возможности для создания самых сюрреалистических и необычных существ. Но при этом многие аватары в итоге становятся глянцевыми и идеализированными версиями нас самих.
«Ваш аватар всегда будет выглядеть лучше, чем по ту сторону монитора», − говорит Инес Альфа (Ines Alpha) AR и 3D визажист, которая превращает код в необычные цифровые лицевые фильтры для Snapchat и Instagram. «Цель состоит в том, чтобы создать виртуального персонажа, тот образ, который вы вынашивали в своей голове».
Но кто устанавливает стандарты? Конечно, вы можете выбрать определенные черты лица, тон кожи, форму тела и т. д., но это не значит, что на ваш выбор не влияют закостенелые предубеждения и каноны красоты.
«Стандарты красоты вступают в игру у самих истоков процесса. Если вы ненавидите свой нос из-за того, что большие носы не считаются красивыми, то создадите ли вы своему аватару большой нос? » − спрашивает Альфа. «Даже если вы решите добавить на лицо морщины, это все равно будут ‘идеальные морщинки’».
Многие из инструментов, используемых для создания персонажей и аватаров, изначально создаются для далеких от действительности сфер: порноиндустрии и фэнтезийных видеоигр. Поэтому неудивительно, что программное обеспечение, используемое VR дизайнерами, такими как Daz3D и Oculus Medium, поддерживает нереалистичный, гетеронормативный стандарт внешности. Нужно всего лишь зайти на сайт Daz3D, чтобы понять, что имеется в виду: сексуальные вампирши, девушки в стиле Джей Ло с длинными ногами, милашки подростки с плюшевыми медведями. Сама инфраструктура, используемая для настройки аватаров, создана согласно вкусам и для цисгендерных, белых мужчин.
С другой стороны, в создании онлайн-аватара существует некий элемент бегства от действительности, который может дарить чувство невероятно свободы, особенно если в быту пользователь окружен обществом, не одобряющим альтернативные определения красоты. В этом смысле приложения и игры, которые дарят возможность в буквальном смысле создавать цифровую версию жизни, могут функционировать как безопасные пространства для экспериментов невозможных в реальной жизни. Одежда, черты лица, бесполые тела, анимешные глаза − целая метавселенная возможностей для самовыражения.
«Настройка аватара в Интернете может облегчить принятие своего ‘я’, вдохновить и придать уверенности, чтобы поиграть со своим имиджем», − говорит Альфа.
Сетевое арт-сообщество в Instagram полно креативщиков, которые создают пост-человеческие, пост-гендерные аватары. Например, нью-йоркский иммерсивный медиа-коллектив Pussy Krew стремится разрушить стереотипы и вытолкнуть понятие красоты за рамки узкого стандарта.
«Мы пытаемся бросить вызов имиджу ‘традиционной красоты’, и нам нравится играть с мужской и женской энергией, а также с тем, как они смешиваются и изменяются. Мы считаем, что такие креативные технологии, как VR/AR, 3D анимацию и геймдизайн, можно использовать в качестве средства для создания безопасных пространств для радикального самовыражения, гендерного выражения, растворения идентичности, стимулирования самоуважения и самосознания».
«Когда мы говорим о виртуальной реальности и игровой среде в целом, то в них все еще не хватает разнообразия образов», − жалуется Pussy Krew. «Выражение своей уникальной красоты и индивидуальности в виртуальной реальности по-прежнему является радикальным шагом, особенно в технологическом мейнстриме. VR пространства по-прежнему оккупированы и контролируются белыми цисгендерными мужчинами. Но приятно видеть, что независимые художники, разработчики и дизайнеры бросают вызов этим средам и создают новые виртуальные миры, которые могут служить нашим целям и представлять наше понятие красоты».
Сейчас действительно впечатляет не идеальная красота, а когда персонаж выглядит менее совершенным и более реальным. Поэтому даже в мире идеальных аватаров со временем появляются новые веяния: недостатки кожи, шрамы и веснушки. Они предрекают многообещающее будущее для виртуальных персонажей. Вспомните хотя бы о новом хите продаж Second Life от Иззи Баттон – ягодицах с растяжками и целлюлитом.
Но впереди еще долгий путь, и виртуальное пространство все еще заполнено сексуализированными образами, которые лишь способствуют сохранению старых устоев и харассменту в социальном VR и гейминге.
«В компьютерной графике, VR и играх по-прежнему не хватает нетрадиционных и не клишированных персонажей. Однако мы видим прогрессивные изменения, которые вносятся горсткой художников, творцов и эстетов, которые строят свои виртуальные миры», − говорит Pussy Krew. «Даже если смотреть на сайты с 3D моделями, можно заметить определенный сдвиг, и это прекрасно».