Неужели Facebook придется отказаться от всего созданного компанией Oculus?
Марк Цукерберг вложил миллиарды в свою VR мечту и новую платформу, которой владеет Facebook. После покупки Oculus последние пять лет гигант разрушал ее и перестраивал заново, создавая компанию формата Facebook. Ушло большинство соучредителей, на ключевые должности пришли лоялисты Цукерберга, сменились приоритеты.
Недавний релиз от Facebook является наглядной реализацией всего этого процесса.
Выпущенный неделю назад Oculus Quest предлагает оптимизированную версию высокопроизводительной виртуальной реальности. В то же время гарнитура использует проверенное временем программное обеспечение, которое значительно облегчает процесс настройки и эксплуатации. Это, вероятно, лучший из созданных на данный момент VR продуктов.
Сейчас Facebook нужно концентрироваться на новом устройстве, отбросив все ранее созданное. Не верите?
В провалах прошлых VR релизов можно было обвинить незрелость технологии или отсутствие ключевой функции. Но в случае неудачи с Oculus Quest корпорации Facebook придется осознать, что вся эта категория продуктов не обладает ожидаемой массовой привлекательностью.
Однако есть более насущная проблема: почему компания поддерживает такую дифференцированную линейку продуктов, если, по сути, только Quest целенаправленно обращается к обычному покупателю, чье внимание Facebook так стремится привлечь?
С момента приобретения Oculus прошло почти пять лет. Способен ли 10-летний план Facebook по развитию виртуальной реальности продемонстрировать хоть какие-то четкие признаки успеха? Пока компания смогла создать лишь нишевую группу VR геймеров и продать пару миллионов гарнитур. Но при этом она все еще всеми силами (и довольно безуспешно) пытается привлечь массовую аудиторию и окупить вложенные средства.
Независимо от успеха Quest, можно только гадать, как они собираются рационализировать свою текущую линейку продуктов, когда иссякнут денежные вливания от Facebook.
Не очень мощная Go за $199 оказалась хорошим по цене аппаратным обеспечением, однако она так и осталась весьма проходным и не запоминающимся продуктом для привлечения новых пользователей. Есть ли смысл в увеличении пользовательской базы продукта, который годится максимум для просмотра видео? Уже на примере Gear VR от Samsung и Oculus было понятно, что это тупиковая ветвь и разработчики не хотят и не будут впредь вкладывать средства в эти платформы.
Будущее линейки высококачественных гарнитур для PC также выглядит туманно. Релиз итерации Rift S предполагает, что компания, вероятно, не намерена расширять границы высококлассного аппаратного обеспечения, по крайней мере, сейчас, пока она пытается закрепиться в мейнстриме.
Вне зависимости от успешности Rift S будет неудивительно, если компания со временем интегрирует это PC ответвление в свою автономную линейку. Персональный компьютер всегда будет способен предоставить более высокий уровень качества, однако нет смысла вкладываться в платформу, которая может оказаться бесперспективной.
Поддержание трех отдельных линеек продукции не просто затратно с точки зрения исследований и разработок аппаратного обеспечения. Оно также значительно усложняет взаимоотношения компании с разработчиками, которые создают для платформ годный контент. Для разработчиков VR игр вопрос окупаемости и доходности контента и так болезненная тема. Если компания Oculus не намерена впредь развивать PC VR аппаратные средства, то ей следует сменить приоритеты. Пускай этот класс продукции развивается своим курсом. А компания сосредоточится на новейших мобильных чипсетах и контенте для будущих автономных устройств.
Oculus − это большая организация, но более расточительна, чем может себе позволить компания, готовящая почву для новой платформы. Столкнувшись с длительной деградацией, компания Nintendo превратила свои мобильные и домашние консоли в единый продукт. Oculus должен сделать то же самое, оставив линейку Quest и отбросив лишнее.
В 2014 году Facebook купила компанию, которая обещала сформировать будущее виртуальной реальности. Обращение к высококачественному VR привлекло миллионы увлеченных PC энтузиастов. Создание дешевых мобильных устройств привлекло любопытных пользователей, которые хотели без лишних затрат ознакомиться с технологией. Эти две линейки смогли дать первый толчок для отрыва тяжеловесной платформы от земли.
Теперь Facebook полностью поглотил Oculus, интегрировал его в свою структуру и сменил его цели и курс развития. Первоначальные стратегии и идеи Oculus, видимо, изжили себя. Цукерберг продвинул свое собственное видение процесса завоевания массовой аудитории, и ориентируясь на новый план, компания создала Quest. Возможно, эта гарнитура станет чем-то действительно стоящим и великим, что позволит просто отбросить две предыдущие линейки продуктов, как использованные ступени ракеты, чтобы взлететь еще выше.