Evangelist
22 декабря 2018
1474

Почему VR и AR еще не изменили нашу жизнь? Семь преград для развития технологий

Какие преграды человечеству необходимо преодолеть, чтобы виртуальная и дополненная реальности стали неотъемлемой частью повседневной жизни? Василий Рыжонков, основатель VR-провайдера ARena Space, в колонке рассуждает на эту тему.

Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) — это, пожалуй, самые важные технологические разработки после создания интернета и мобильного телефона. Это именно те технологии, после открытия которых можно с уверенностью сказать: мир уже не будет прежним.

Эти технологии дают новый, иммерсивный способ взаимодействия человека и компьютера, человека и всего, что его окружает. Виртуальная и дополненная реальности сегодня глубоко проникли в жизнь людей, их возможности выходят за рамки индустрии развлечений.

Военные используют VR/AR-симуляции для подготовки солдат к боевым ситуациям, архитекторы — для визуализации здания, фундамент которого еще предстоит заложить, студенты-медики практикуют хирургию, не рискуя жизнью пациентов. Технологии нашли применение и в школьном образовании, промышленности, науке, спорте, моде… И, по сути, проникли во все отрасли без исключения.

Как VR/AR-технологии изменят будущее?

Технологии виртуальной и дополненной реальности станут отправной точкой для новой технологической революции. В один прекрасный день наш реальный мир станет полностью интегрирован с цифровым. Смартфоны, часы, планшеты, ноутбуки — все это уйдет в прошлое. На смену им придут контактные интернет-линзы, разработанные на основе VR/AR-технологий.

Вы просыпаетесь утром и надеваете умные линзы. Они автоматически показывают вам то, что вы хотите видеть. Возможно, это подборка новостей, или электронная почта, или биржевая сводка, или прогноз погоды. Экран не занимает все поле вашего зрения, так что вы спокойно взаимодействуете с окружающим миром, читая сообщения, пришедшие за ночь, и готовя кофе одновременно.

Вы используете функцию родительского контроля, чтобы увидеть, что смотрит ваш ребенок на своем виртуальном экране, а затем переключаетесь на Skype-звонок, проецируете изображение на стену, а после можете ходить по комнате и смотреть куда угодно — виртуальное окно останется том же месте.

Вы садитесь в свой электрический автомобиль, и линзы автоматически включают навигатор, показывая самый оптимальный путь до работы, и при необходимости выводят важную информацию на лобовое стекло машины. Вы заходите в офис и встречаете нового сотрудника, с которым еще не знакомы. Когда он приближается, над его головой появляется надпись с именем, фамилией и информацией о нем.

Вы обсуждаете новый проект — строительство моста, создаете в виртуальной реальности прототип, тут же тестируете различные покрытия и проверяете конструкцию на прочность.

У вас перерыв на обед и вы отправляетесь в кафе — в меню индивидуальные рекомендации, основанные на ваших предпочтениях и прошлых заказах.

Виртуальный помощник следит за вашими медицинскими показателями, которые в режиме реального времени передаются на устройство, и напоминает, что вечером у вас свидание с женой. Вы возвращаетесь в офис и по пути видите рекламу ее любимых духов, моргнув глазом, заказываете подарок.

Звучит как отрывок из фантастического романа? Пройдет еще как минимум пять лет, прежде чем в нашей жизни появятся настоящие AR/VR-технологии. И вот что нас сдерживает на пути к технологической утопии.

Технологические и научные преграды для развития отрасли

Отсутствие развитой инфраструктуры связи

На сегодняшний день технические устройства не способны передавать данные с той скоростью, которая необходима для полного погружения в виртуальную и дополненную реальность. LTE не способна решить эту проблему, для революции в сфере AR/VR-технологий нужно, чтобы связь нового поколения (5G), получила широкое распространение.

Предполагается, что 5G принесет человечеству 10-кратное улучшение во всем: средняя скорость загрузки данных увеличится до 100 Мбит/с на прием и до 50 Мбит/с на отдачу, задержка сигнала сократится до 1-4 миллисекунд, повысится и пропускная способность — на квадратном километре смогут одновременно работать до миллиона устройств.

Благодаря этому станет возможен стриминг в формате 8К. 5G-сети уже тестируются в Китае, Южной Корее, Японии, Европе и США. Что касается России, в нашей стране процесс затормозился — на государственном уровне сроки внедрения перенесли с 2019 года на конец 2021.

Невероятные аккумуляторы, которых нет

Энергопотребление у линз или автономных AR/VR-очков для работы хотя бы сутки без подзарядки требует батарейку нового типа. Нужен прорыв, нужен эффективный аккумулятор, который будет способен питать гаджет в идеале неделю, при этом очень компактный и быстрозаряжаемый.

Энергия очень быстро расходуется при постоянном подключении к интернету и GPS автономных AR/VR-очков. Современные технологии позволяют работать целый день устройству при такой нагрузке, но весят такие литий-ионные аккумуляторы около килограмма. Емкость батареи недостаточна сейчас. И компактность. Важно, чтобы устройство было легким и небольшим.

Недостаточная вычислительная мощность компактных устройств

Среди сдерживающих факторов — вычислительная мощность устройств. На данный момент она недостаточно высока для полноценного развития AR/VR-технологий. «Подтормаживание» изображения на экране при повороте головы вызывает неприятные ощущения: головокружение и тошноту.

Устройства должны передавать движение с нулевой задержкой. А в ближайшие 5 лет мы вряд ли увидим компактные девайсы, способные качественно обрабатывать 3D-картинку хотя бы в 4К — с процессором не все так просто.

Отсутствие рынка сбыта и инвестиций в приложения

Следующий барьер для развития AR/VR в ближайшие годы — организационно-экономический. Нужно сформировать рынок сбыта, а для этого нужны инвестиции.

На данный момент объемы инвестиций, которые есть, недостаточны, чтобы рынок сформировался. И на его развитие уйдет немало времени и усилий.

Чтобы появились активные пользователи и высокий потребительский уровень, нужно, чтобы вышло еще несколько прорывных приложений по типу игры Pokemon Go или «Google Переводчика», который с помощью камеры позволяет переводить различные надписи на родной язык.

Дороговизна AR/VR-гаджетов

Массовое развитие AR/VR сильно сдерживает высокая стоимость оборудования. К примеру, шлем виртуальной реальности HTC Vive VR стоит $800 долларов, а очки дополненной реальности Microsoft HoloLens — $3 тысячи. Это не каждому по карману. Впрочем, рынок только зарождается, и это неизбежно для раннего развития.

Рано или поздно стоимость упадет, и VR/AR-гаджеты будут в каждом доме. По мере того, как на рынок выходит все больше девайсов, они становятся более доступными.

Для сравнения: в 2016 году Oculus Rift стоил 799 долларов, а выпущенный в начале 2018 Oculus Go — 199 долларов. Однако в ближайшие пять лет таким технологиям не достичь уровня продаж смартфонов.

Сложности в создании контента для VR/AR

Разработчики в среднем тратят от $100 тысяч до $500 тысяч на создание качественного игрового контента. В зависимости от сложности приложения время разработки может варьироваться от месяца до нескольких лет.

Для примера, чтобы создать сейчас игру для free roam vr на несколько игроков, понадобится как минимум полгода. Необходимы радикальные сокращения сроков и стоимости разработки за счет библиотек контента, типизации процессов, стандартизации механик, внедрения инструментов и утилит для разработки.

Изменение способа взаимодействия человека и машины

Для технологической революции нужен совершенно другого рода интерфейс человек-машина, который будет адаптирован к VR и AR. Вначале мы общались с компьютером текстом, потом с помощью графического интерфейса, после этого — прикосновением к сенсорному экрану. На каждом этапе мы получали возможность отправлять команды технике все более естественно.

Необходимы рекламные поверхности и браузеры нового типа, которые позволят серчить при помощи жестов или движения глаз.

Нужны новые платформенные решения, которые сотрут границу между реальным и виртуальным миром и позволят пользователю делать привычные для него вещи — просматривать почту, покупать продукты, общаться в социальных сетях с друзьями — совершенно уникальным образом.

По сути, мы говорим об изобретении нового способа диалога человека, машины и в конечном итоге искусственного интеллекта, который радикально изменит все сферы жизни — от медиа до строительства, от шоппинга до обучения. Вот почему VR/AR-технологии — это новая медиаплатформа.

Прежде чем VR и AR станут неотъемлемой частью повседневной жизни, необходимо решить эти семь ключевых проблем. И хотя невозможно точно сказать, когда мы преодолеем все препятствия, нет никаких сомнений в том, что будущее за технологиями виртуальной и дополненной реальности. В самолеты, лифты, интернет и мобильные телефоны в свое время тоже не все верили…

поделитесь с друзьями: источник: https://rb.ru/opinion/vr-ar-pregrady/
0 комментариев Оставить комментарий