Интервью с CEO PROSENSE.TV Станиславом Глухоедовым
Когда рассказываешь друзьям о перспективах виртуальных технологий, особое место занимают трансляции больших спортивных и музыкальных событий с эффектом погружения. Компания PROSENSE.TV — крупнейший игрок на этом рынке в России. Сегодня героем нашего интервью стал CEO PROSENSE.TV Станислав Глухоедов, который рассказал нам о текущем положении дел на рынке VR трансляций и его перспективах. Отдельное спасибо представителям Ассоциации дополненной и виртуальной реальности «AVRA», которые помогли в организации интервью.
— Над какими проектами работает Ваша компания в данный момент? Какие трансляции мы увидим в ближайшее время?
— В 2017 году у компании было много интересных проектов. Мы закрепили тесное сотрудничество с Континентальной Хоккейной лигой, проведя VR-трансляции наиболее значимых событий российского хоккея — Матч Звезд в рамках Недели звезд КХЛ и трансляции серии финальных матчей Чемпионата КХЛ при поддержке Coca-Cola.
Мы также проводим масштабными тестовые съемки других видов спорта, ведь качественная экспертиза — ключ к успешной реализации. Это тем более важно, так как во время прямого вещания режиссер эфира нашей команды молниеносно переключает изображение с нескольких камер. Мы стремимся достоверно, максимально реалистично передать игровые моменты, а это требует понимания приоритетов внимания болельщиков.
Хорошие рейтинги показал совместный проект PROSENSE.TV с международной лигой смешанных единоборств M1 Global, мы провели трансляции турниров M1 Challenge 74 в Санкт-Петербурге и M1 Challenge 75 в Москве. Эти события совпали с размещением приложения Prosense в Oculus Store. На площадке мы познакомили с приложением многих знаменитостей из мира MixFight, например действующего чемпиона M-1 в полутяжелой весовой категории Штефана “Terminator” Пютца, который затем анонсировал хайлайты боев в новом релизе приложения.
Ядром пользовательской аудитории являются спортивные болельщики, в перспективе это около 30% всех VR трансляций в мире (согласно Goldman Sachs), но для нас важно разнообразие контента. Поэтому мы освещаем не только спортивные, но и культурные и бизнес мероприятия. Одним из наиболее интересных кейсов является трансляция концерта Ивана Дорна, которую мы провели вместе с коллегами из SAMSUNG, Cheil Russia и Red Pepper Film. Мы также уделяем большое внимание бизнес-сообществу, мы транслировали в VR конференции Hypethone ICO: два дня лекций и дискуссий от ведущих мировых экспертов в области blockchain.
Иногда ролики в формате виртуальной реальности становятся первым шагом к трансляции события. Благодаря сотрудничеству с международным фестивалем балета Dance Open, нам удалось создать первый в мире VR фильм о гала-концерте современного и классического танца. Этот релиз уже доступен в нашем приложении.
Сформировав профессиональную экспертизу в области производства качественного контента, мы поняли актуальность в разработке вариантов его доставки и монетизации. Именно поэтому в данный момент мы активно работаем над расширением каналов дистрибуции контента к конечному пользователю. Например, 1 февраля вышло обновление приложения “Билайн ТВ”, в котором появился раздел “VR”. Это новый вариант монетизации VR-контента на российском рынке для правообладателей. Данное направление является одним из наших приоритетов в работе.
— Расскажи про самый интересный кейс с точки зрения нестандартной задачи, сложности в технической реализации.
— Каждая следующая трансляция — это не только возможность применить новые технические возможности, это еще и усовершенствование нашего приложения. Поэтому сложно выделить какую-то одну. С каждым проектом мы обновляем работу программного обеспечения, разрабатываем специальные виртуальные пространства, после трансляции в медиатеке появляются ролики-хайлайты. Взаимодействие с новыми партнерами, заказчиками, спонсорами — это каждый раз новые нестандарные задачи и вызовы. Потому что у каждого бренда есть своя философия и наша задача сделать контент и характер взаимодействия зрителя с ним органичным этой философии.
Среди наших самых успешных и громких проектов — серия трансляций КХЛ, которая привлекла максимальное количество зрителей из разных стран мира. Также одним из самых интересных кейсов стал проект с международным фестивалем балета Dance Open, результат которого вы можете посмотреть в нашем приложении.
— Трансляции КХЛ – самый серьезный кейс в вашем портфолио. На его примере приведи статистические данные об аудитории и просмотрах.
— Действительно, наш совместный проект с КХЛ и Coca-Cola является уникальным на сегодняшний день кейсом в индустрии VR. Впервые в мире трансляция одновременно осуществлялась на основные VR-платформы: Oculus Rift, GearVR, HTC Vive, YouTube, Facebook, а также в приложение КХЛ. Такого количества каналов дистрибуции наши зарубежные коллеги на тот момент не использовали.
Мы провели трансляцию трех матчей из двух городов, с домашних арен команд-финалистов СКА (Санкт-Петербург) и “Металлург” (Магнитогорск). Это более 10 часов общего времени бесперебойной трансляции в разрешении 4K.
Особенности игры передавались благодаря режиссируемому эфиру при переключении между тремя камерами. Достоверности ощущения присутствия на игре добавляют высокое качество звука и синхронизация с речью комментатора. Зритель наших трансляций находится значительно ближе, чем владельцы самых дорогих мест на стадионе — камеры расположены непосредственно на периметре ледовой арены. Кроме этого в интерфейс трансляции интегрированы 2D-экраны, которые в комфортном для пользователя режиме позволяют смотреть повторы ярких моментов игры.
Итогом стали более 250 000 просмотров, более 50 000 сообщений в чатах от зрителей, более 40 000 просмотров хайлайтов. Вполне ожидаемо, что целевая аудитория этого события в виртуальной реальности преимущественно включает в себя традиционных спортивных болельщиков — мужчин 25-35 лет, но мы получали положительные отзывы по итогу проекта не только от любителей хоккея. К тому же, благодаря тому, что наше приложение стало первым для стриминга VR, доступным для такого большого количества устройств, многие российские и зарубежные СМИ опубликовали эту новость. Такая масштабная информационная поддержка существенно сказалась на расширении аудитории.
— Во многих интервью ты упоминаешь NextVR. Вы движетесь в одном направлении?
— Мы внимательно следим за прогрессом рынка виртуальной реальности во всем мире, чтобы понимать и предугадывать тренды развития отрасли. Безусловно, особое внимание с нашей стороны заслуживает Next VR, как флагман развития VR-трансляций. В целом мы развиваемся в одном направлении, продвигаем трансляции в формате стерео-180 градусов, развивая программную составляющую приложения и расширяя функционал для пользователя.
— Что нового появилось в техническом оснащении команды? Какие дополнительные возможности эти новинки привнесли? В интервью ты говоришь, что «…мы достигли такого уровня, что уже сейчас ищем решения на те задачи, которые еще перед нами не стоят. На будущее» Что это значит?
— Новых решений, которые мы начали применять совсем недавно или собираемся в ближайшем будущем действительно много. Существенным преимуществом последних разработок PROSENSE.TV являются решения для дистанционного управления и контроля камер на площадке. То, на что команда затрачивает значительные ресурсы — это оптимизация каждого процесса в ходе проведения трансляции. Мы используем лучшие камерные модули, некоторые из них в России есть только в PROSENSE.TV. Разрабатываем и изготавливаем собственные риги и продумываем наиболее практичную коммутацию камер с внешними устройствами.
Компания непрерывно создает и применяет программное обеспечение для улучшения качества продукта и удобства работы: интеграция графики в интерфейс в режиме онлайн, оптимизация работы режиссера эфира; это только часть задач, которые выполняют разработанные программистами Prosense плагины.
Кроме этого мы уже сейчас применяем собственные решения пространственного звука, кастомный микрофон с дикторонезависимым представлением звукового поля. Мы также расширяем список software продуктов, доступных для бесплатного использования VR-сообществом. Prosense Stitcher for OBS Studio мы представили совсем недавно. Этот программный продукт позволяет как крупным бродкастерам, так и организаторам частных трансляций качественно объединять изображения с разных камер рига в единое изображение 360 онлайн. Подробная инструкция по использованию и установке плагина, а также доступ к скачиванию: https://obsproject.com/forum/resources/prosense-stitcher-for-obs-studio.596/
— Следите за разработками ваших конкурентов?
— Конечно, мы наблюдаем за новыми проектами на рынке, отмечаем успехи или наоборот недочеты контента конкурентов. Сотрудники PROSENSE.TV отсматривают новые мировые кейсы и делятся своими впечатлениями. Обычно, мы выносим свои выводы на общее обсуждение в рамках еженедельных собраний компании. Мы уверены, что изучение мирового опыта позволяет оставаться в тренде развития отрасли, например на крупнейших мировых выставках и форумах, которые мы регулярно посещаем.
— Так родилась идея сотрудничества с Билайн?
— Да, как примеру, наш проект с приложением Билайн ТВ. Мы уверены, что это новая возможность для развития российского рынка VR-видео. В настоящее время у производителей контента скопилось “на полках” большое количество интересного и качественного контента, который не приносит никаких денег, и никто его не видел. Мы считаем, что интеграция раздела VR на платформу Билайн ТВ открыла доступ к широкой аудитории, готовой платить за просмотр. Мы рады всем желающих размещать свой контент и открыты к сотрудничеству.
— Какое количество трансляций происходит в месяц? Это только спортивные мероприятия?
— В настоящее время мы сконцентрированы не только на спорте и уделяем много вниманию трансляциям деловых и культурных событий. Новые кастомные решения по оборудованию на съемках и существенное расширение функций приложения, все это позволит делать трансляции не только чаще, но и еще качественней. По итогам 2017 года мы проводили в среднем по 1,2 трансляции в месяц.
— Насколько я понимаю, «Матч ТВ» — монополист в трансляциях самых популярных спортивных событий. Обязательным условием для вашей работы является наличие договоренностей с ними. Расскажи про рынок ТВ-трансляций в РФ. Какие отношения у вас со всеми игроками на это рынке?
— Есть наиболее масштабные события, такие как Чемпионат мира по футболу или Олимпийские игры, они интересны всем и являются приоритетными проектами для центральных каналов. Более специализированные события со своими поклонниками — нишевая история. Передача аудиовизуального контента онлайн имеет сложную и не всегда прозрачную правовую структуру. Различаются права на телепоказ и различные виды прав в интернете, к которым относится и виртуальная реальность.
В любом случае, трансляция определенного мероприятия может состояться только при готовности к этому непосредственного правообладателя. Мы находимся в постоянном диалоге с крупнейшими правообладателями контента (например, КХЛ или M-1 Global).
Мы в вопросах наших договоренностей движемся поступательно, понимая, что VR постепенно формирует отдельный канал потребления контента. Как все другие сферы в деятельности медиа — освещение событий постепенно уходит в digital. Адаптация к этим переменам требует времени не только у аудитории, но и у крупных игроков рынка. Мы уверены, что понимание общей задачи сделает наше партнерство с организаторами событий и телевещателями более плодотворным.
— Американский рынок спортивных трансляций огромен. Вокруг «Матч ТВ» до сих ходят разные негативные истории про убытки и небольшую аудиторию. Вы хотите прийти на рынок с условным автомобилем, когда и на лошадях не все научились ездить. Корректно ли такое сравнение?
— Сложно сравнивать Американский и Российский рынок спортивных трансляций в силу очевидной разницы исторического развития бизнес-процессов в целом.
В России, как мы знаем, отношение к спорту особое: сильная школа, огромное сообщество болельщиков. Не считаю возможным комментировать работу Матч ТВ на предмет финансовых показателей или аудитории — это вопросы к ним.
Рынок VR — это отдельное обсуждение. Сама тема виртуальной реальности в Америке, Европе, Китае обсуждается больше: в масс-медиа, соц.сетях, поэтому можно говорить о том, что публика более осведомлена и это влияет на открытость к новому опыту. Кроме нашего основного продукта в виртуальной реальности мы создаем много сопутствующих материалов, чтобы информировать публику, продвигать VR в России: это и репортажи, и анонсы 2D, лендинг-страницы с подробными инструкциями о возможностях просмотра трансляций, статьи и интервью.
PROSENSE.TV в своем развитии ориентируется и на российскую и на мировую аудиторию, приложение на маркетплейсах имеет международный доступ. Аналитика скачиваний демонстрирует интерес пользователей из разных стран.
— Трансляция матчей КХЛ проходила вместе с Coca-Cola. Расскажите про это сотрудничество?
— Как известно, Coca-Cola является самым узнаваемым брендом в мире и всегда стремится быть на шаг впереди в технологическом развитии. Coca-Cola всегда активно поддерживает инновационные решения и уникальный пользовательский опыт. Разработка концепции продвижения и наполнения трансляций КХЛ — активная совместная работа по созданию креативных идей, которые смогли оценить зрители.
— Каков общий принцип работы с организаторами трансляций?
— Алгоритм юридического урегулирования схож с классической 2D трансляцией: есть правообладатель, партнеры или спонсоры с планом продвижения своего продукта в рамках проекта. VR трансляция — это новый продукт, который интересен и для организатора, так как это расширение каналов дистрибуции. Виртуальная реальность для партнеров и спонсоров — это новые возможности взаимодействия бренда с людьми. Что касается финансовых потоков, на данный момент подход к каждому проекту рассматривается отдельно, это вопрос внутренних договоренностей компании с участниками и организаторами мероприятия.
— Работаете ли вы над поиском вариантов монетизации? Какие инструменты монетизации используют ваши коллеги в США, Европе?
— В настоящее время существует 2 основные модели монетизации: B2B (спонсором выступает бренд или правообладатель) и B2C (зрители платят за просмотр трансляций). В Америке и Европе уже есть первые кейсы с интеграцией оплаты пользователями за просмотры. В России пока такой опыт не был реализован. Мы работаем по схеме работы со спонсорами и размещения их рекламы в трансляции.
Релиз раздела VR в приложении «Билайн ТВ» на сегодняшний день — первое масштабное решение для монетизации контента 360, охватывающее такую большую аудиторию. В скором будущем мы планируем провести тестовую платную трансляцию для оценки интереса со стороны пользователей приложения.
— В интервью РБК ты планируешь выйти на выручку в несколько десятков миллионов рублей к концу 2017 года. Удалось?
— Компания PROSENSE.TV не является публичной компанией и мы не открываем результатов своей финансовой деятельности. Могу отметить, что за последний год мы реализовали более 50 проектов как по трансляции, так и по производству видеоконтента. План на 2018 год предполагает увеличение количества проектов.
— Смотрите ли вы в сторону решений для масс-маркет устройств или же вы ориентированы на профессиональные трансляции?
В начале февраля мы предоставили мировому VR-сообществу наше собственное программное решение для стичинга, которое используется при проведении трансляций. В настоящий момент любой желающий может приобрести 360 камеру и запустить прямой эфир, и это отлично, это повышает интерес зрителей и расширяет понимание, как смотреть эти трансляции. Мы предоставляем трансляции более высокого качества, ориентированные на многокамерность, графическое наполнение, новый пользовательский опыт. Рынок профессиональных и пользовательских трансляций различен, ведь крупные 2D бродкасетры не пытаются конкурировать с прямыми эфирами в Instsgram.
В целом, сейчас мы стремимся уходить в продуктовую сторону, в платформенные решения используя наши компетенции.
— Занимаешься ли ты самообучением? Что читаешь, за чем следишь?
— Сложно выделить из постоянного процесса поглощения информации исключительно самообучение. Мои соцсети сформированы в соответствии с моими интересами, я подписан на тематические ресурсы и новостные издания, если говорить о VR это RoadtoVR, VRscout и т.д. Большие технологические ресурсы, типа Techcrunch, бизнес-издания, типа Bloomberg, Forbes, Inc RBK, научно-ориентированные, типа N+1, некоторые медицинские и биологические сообщества. Для новостей TJournal и Лентач, каналы в телеграмм. Инстаграм практически не использую.
Уже 10 лет читаю книги исключительно в электронном виде, сэкономил немало времени, денег и спас пару рощ и зарослей кустарника. Здесь есть LitRes и торренты, почти любая выходящая в наше время книга доступна в цифровом виде. Из книг читаю тематическую бизнес-литературу, хорошую фантастику, для релакса могу почитать LitRPG. Вообще с самого детства читал фантастику, ее классиков и всякие поджанры, они во многом определили мировоззрение.
По авторам: Хайнлайн, Желязны, Кларк, Азимов, Герберт, Саймак. Конечно актуальные в наше время Дик и Гибсон. Пока писал, понял, что по современным авторам у меня какой-то провал, за исключением Litrpg, надо наверстать. Недавно прочел занятную. но неполную LitRPG серию корейского писателя Heesung Nam “Великий лунный скульптор”, там порядка 50 книг было, последние дочитывал уже на английском, до сих пор пишет.
В наше время с книгами за свободное время активно конкурируют сериалы, здесь мне очень нравится современный тренд от Netflix, HBO, Amazon и прочих где стали снимать много киберпанка и фантастики.
— Хотелось бы узнать твое видение развития отраслевого VR СМИ.
— Текущая контентная политика профильных СМИ в России предполагает ориентацию на узкое сообщество профессионалов отрасли. Внимания широкой аудитории можно достичь только тогда, когда появится интересная, а главное понятная для всех информация. Журналисты глубоко погружены в тему и не всегда отслеживают тот факт, что их язык понятен только профессионалам VR. Поэтому важно иногда оценивать материалы и с точки зрения неподготовленного читателя. В целом, будущее примерно как у игровых изданий, не глобальное, но вполне успешное.
— Дай пару советов молодым людям, которые хотят связать свою жизнь с виртуальной реальностью.
— Будущее развитие отрасли за программной и графической составляющей, ведущие ВУЗы России активно внедряют в свои практики подготовку специалистов. Больше точных дисциплин, важно уметь писать код, фундаментальные науки. Не забывайте об инженерной психологии, системах “человек-машина”, здесь будет большой запрос на специалистов.