Летом 2016 года игроков в Pokémon Go можно было встретить повсюду— все они охотились на редких виртуальных монстров. К 1 августа 2016-го в Москве было зарегистрировано 1,37 млн игроков. А затем ажиотаж вокруг игры спал. Или, во всяком случае, так показалось.
СМИ стали все реже писать о Pokémon Go. Магазины, чьи продажи значительно выросли из-за располагавшихся рядом ключевых точек для игры в Pokémon Go, вернулись к обычному режиму работы. Всего за четыре недели в конце августа и начале сентября 2016 года Pokémon Go лишилась почти 20 миллионов игроков, из-за того что часть игроков пошла в школу или переключилась на другие виртуальные развлечения.
Из-за такого резкого падения числа игроков может сложиться неправильное представление о продолжительном и беспрецедентном успехе игры, пишет Wired. И из него можно извлечь важный урок о возможном будущем мобильных приложений.
Взлет и падение числа игроков
Сейчас в Pokémon Go играет действительно гораздо меньше человек, чем два года назад. В июле 2016 года из-за наплыва игроков посещаемость музея Crystal Bridges в Арканзасе увеличилась на 50%, но в августе количество посетителей начало падать.
Падение популярности игры заметно невооруженным взглядом. Больше не появляются вирусные ролики про толпы игроков в Pokémon Go. Никто не шутит про покемонов в офисе. Можно подумать, что игра была очередным хайповым увлечением, которое исчезло так же быстро, как и появилось. Но это все равно что сказать, что Пхенчхан перестал существовать после проведения зимних Олимпийских игр. Важно не то, что было с Pokémon Go, когда игра находилась на пике популярности, а то как она продолжила существовать после него.
«Это было нечто новое, — рассказал генеральный директор Niantic Джон Ханке. — Весь этот изначальный энтузиазм и глобальный восторг вокруг игры и то, как она распространилась по всему миру за такое короткое время. Для всех нас это был совершенно новый опыт. Но сейчас, глядя на прошлое, можно заметить, что так было со всеми играми — у каждой в какой-то момент наступает спад популярности. У некоторых проектов он проходит лучше, чем у других. Именно этим победители и отличаются от неудачников».
По оценкам аналитиков из Apptopia, за два года Pokémon Go принесла $1,8 миллиарда прибыли.
«Несмотря на то что количество внутриигровых покупок значительно снизилось по сравнению с тем, что было на старте, доля прибыли игры до сих пор впечатляет, — считает глава отдела коммуникаций Apptopia Адам Блэкер. — Покупки совершаются в равной степени на iOS и Android, что довольно необычно»
Это также подтверждает, что для успеха мобильной игре необязательно иметь огромную базу игроков. Основную прибыль приносят опытные игроки, которые тратят деньги на внутриигровую валюту PokéCoins.
«Меньшая часть пользователей тратит огромное количество денег. Это типичная ситуация для большинства условно-бесплатных игр, — считает аналитик Лекси Сидоу. — Думаю, такой эта игра сохранит подобный тренд».
Но самое внушительное доказательство продолжительного успеха Pokémon Go в том, сколько времени уделяют игре пользователи. Сейчас общее количество времени, проведенного в Pokémon Go, значительно превышает время в любой другой игре, пишет Wired.
Берем друзей на охоту за покемонами
Niantic не сообщает детали о демографии своих пользователей, достаточно сказать, что игроки в Pokémon Go отличаются от тех, кто играет в популярную сейчас игру Fortnite. Pokémon Go привлекает больше представителей старшего поколения и женщин, чем ее конкуренты — и фактически во многом обязана своему успеху на старте фанатам покемонов.
«Pokémon Go не вытеснила другие игры, — считает Сидоу. — Скорее, она дала людям дополнительное развлечение. Игроки уделяли много времени Pokémon Go, но и не оставили свои предыдущие увлечения».
Глава Niantic сравнил Pokémon Go с многопользовательскими ролевыми онлайн-играми. Подобно тому, как гильдии в World of Warcraft стимулируют игроков постоянно играть вместе, мобильная игра сближает людей, мотивируя их вместе исследовать мир сквозь призму Pokémon Go.
«Поскольку в Pokémon Go нужно играть в реальном мире, она сближает сильнее, чем League of Legends и другие игры, где у вас есть команда, но вы не никогда не видите своих союзников вживую, — считает Ханке. — Здесь же у вас завязывается настоящая дружба. Пожалуй, в этом и заключается секрет нашей игры».
Niantic воспользовались этим преимуществом и в июне 2017 года ввели рейдовые сражения — кооперативный режим, где группам игроков нужно вместе сражаться с особенно сильными боссами. В январе этого года компания стала проводить ежемесячный День сообщества, в который можно получить особые бонусы в крупных городах. А в прошлом месяце Niantic представила функцию друзей, с помощью которой можно отправлять знакомым подарки в Pokémon Go или обмениваться с ними покемонами. Кроме того, в будущем компания также планирует добавить возможность проведения дуэлей между игроками.
Изначально Pokémon Go появилась на основе другой игры от Niantic, Ingress, которую компания запустила в 2012 году. У этой игры до сих пор есть любители, но она не смогла и близко приблизиться к тому, чтобы стать таким культурным феноменом, как Pokémon Go. Следующая игра от Niantic Harry Potter: Wizards Unite тоже будет иметь элементы дополненной реальности и переносить объекты из популярной фэнтези-вселенной на реальный мир. По мере того как дополненная реальность становится все более привычным явлением, компании смогут создавать AR-игры без подстраховки в виде популярных вселенных и их огромной фанатской базы.
Разумеется, когда-нибудь кто-то добьется такого же успеха, как Pokémon Go. И наверняка разработчики снова будут работать по проверенной формуле: заставь игрока выйти на улицу, пусть он наводит телефон на объекты реального мира и ищет друзей, с которыми можно играть вместе.