Крошечные роботы и VR хореография: как технологии помогают при аутизме
На конференции 2019 года Международного сообщества по исследованию аутизма (International Society for Autism Research) в Монреале 2 500 ученых обсуждали использование инновационных технологий при исследовании аутизма.
Среди экспонатов был крошечный робот по имени Козмо (Cozmo), созданный Марком Броснаном из Центра прикладных исследований аутизма при Университете Бата в Великобритании. Робот поощряет людей к взаимодействию и общению.
Исследователи давали роботов Cozmo детям с аутизмом (разной степени) и наблюдали, будут ли они взаимодействовать и играть без каких-либо подсказок.
«Мы обнаружили, что дети, страдающие аутизмом, взаимодействуют, играют и общаются друг с другом», − сказал Броснан в интервью CTV Montreal. «Когда у них появляется мотивация играть и взаимодействовать друг с другом, тогда между аутистическими и неаутистическими детьми разница незаметна».
Среди других представленных технологий были обучающие средства на основе виртуальной реальности. VR помогает детям научиться различным вполне обыденным и повседневным, но крайне необходимым действиям, например, безопасно переходить улицу.
Кроме того, была продемонстрирована специализированная VR программа под названием «Choreograph-Fish», которая сочетает в себе танец с навыками синхронизации и учит детей эффективнее концентрироваться. К тому же в виртуальной реальности отсутствуют внешние раздражители. Эту программу представил профессор из Университета Юты, Эрик Хэндман. Она была создана в сотрудничестве с гейм-дизайнерами, исследователями аутизма и молодыми людьми с аутизмом.
«Многие люди, страдающие аутизмом, испытывают приступы тревоги. Мы разрабатываем идею того, что создание и повторение шаблонных действий снижает уровень тревожности», − сказал Хэндман.
«Хореография − это форма искусства, основанная на шаблонах. Но она также является формой социального искусства, и этот социальный аспект является препятствием для взаимодействия. Поэтому мы решили создать VR среду для практикования хореографии, чтобы у них был доступ к этой форме искусства в более частном контексте».
На конференции также обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются родители детей с аутизмом при использовании высокотехнологичных решений. Помимо высокой стоимости инновационных решений в этой сфере часто возникают совершенно непредвиденные трудности: например, дети начинают подражать роботам, а не людям. Поэтому на нынешнем этапе развития технологий обучающие решения на основе виртуальной реальности являются более предпочтительными.