Evangelist
13 апреля 2020
853

Новый инструмент. Как технологии меняют мир искусства

Виртуальный мир сегодня становится необычайно интересным и не менее активным, чем реальный. И если раньше мы пытались даже противостоять этому, призывая поднять глаза от экранов гаджетов, то нынешняя ситуация показала, насколько необходимыми в наше непредсказуемое время могут оказаться возможности цифровых технологий.

Меня, как галериста и человека связанного с искусством, очень радует возможность виртуально посетить прекрасные музеи и выставки. Например, благодаря VR-технологиям на днях пересмотрела знаменитую выставку Шедевры современного искусства. Коллекция С. И. Щукина, организованную несколько лет назад парижским фондом Louis Vuitton. Для этого проекта режиссер Пьер Зандрович создал 360-градусное видео, погружающее в атмосферу легендарных полотен Матисса, Пикассо, Гогена, Сезанна, Моне и многих других.

И если даже такой классический аукционный дом как Sotheby’s для лондонского аукциона Surrealist Art sale разработал VR-тур, в котором коллекционеры путешествовали по работам Дали, Магритта, Дельво и Массона, то мы безусловно можем считать, что технологии полностью укоренились в презентации культурного наследия и искусства в частности.

Впрочем, сегодня уже стоит говорить не только о технологиях для демонстрации и изучения художественных произведений, но и о появлении новых цифровых направлений в современном искусстве. Например, VR-инсталляция Endodrome художницы Доминик Гонсалес-Форестер в прошлом году вошла в основную программу 58-й Венецианской биеннале. А первая виртуальная галерея Acute Art, специализирующаяся на современном VR-искусстве, открылась еще в 2017 году и начала с того, что пригласила звезд современной арт-сцены Джеффа Кунса, Марину Абрамович и Олафура Элиассона разработать художественные VR-произведения.

Кунс оживил в цифровой реальности свою скандальную и прекрасную балерину и «поселил» ее среди сказочного леса. Абрамович создала VR-перформанс, напоминающий об изменениях климата: стоя в прозрачном кубе, участник криком может разрушить полярные льды и утонуть. А Элиассон посвятил свои цифровые этюды изучению света.

Все три работы очень точно раскрывают природу творчества каждого автора, и в то же время это безусловно качественно новые и необыкновенно интересные произведения современного искусства.

Еще одна цифровая технология — аугментивная или дополненная реальность (AR). Она дает художнику новый инструмент, которым тот может пользоваться наряду с кистями и красками, дополняя как реальный мир, так и мир своих полотен. Цифровые образы сливаются воедино с физической реальностью, и художественное произведение уже не только дарит настроение или эмоцию, а и продолжает историю, трансформирует ее индивидуально для каждого зрителя. И зритель становится частью этой истории. Все буквально в ваших руках: нужно только навести свой гаджет на картину, скульптуру или определенную точку в пространстве — и мир заиграет новыми красками.

Французские цифровые художники Клэр Бардин и Адриан Мондо создали целый галерейный арт-проект под названием Mirages & miracles, в котором с помощью дополненной реальности показали тонкую грань между поэзией, технологией, человеческим телом и искусством. Необыкновенно интересны и AR-работы американского художника, скульптора и дизайнера KAWS, которые можно увидеть в разных городах мира. А жители и гости Лондона в прошлом году имели возможность через экраны своих смартфонов рассматривать причудливые AR-скульптуры корейской художницы Ку Чжон А на живописных холмах Риджентс-парка.

Да и в Украине уже был опыт работы художников с объектами в дополненной реальности. AR-искусство уверенно вошло в одно из направлений паблик-арта. И в неразрывной связи со стрит-артом дерзко наполняет новыми художественными образами пространство мегаполисов. Более того, дает возможность каждому из нас без особых технических приспособлений, с помощью одного лишь смартфона, стать частью уличного искусства, окунуться в краски и эмоции муралов и граффити.
0 комментариев Оставить комментарий