Evangelist
16 сентября 2019
1396

Программист Максим Сенин: о футболе, пользовательском интерфейсе в VR и неоднозначности новых технологий

Мы продолжаем публиковать интервью с командой VR Concept, которые они берут у своих сотрудников. Если вы не видели, тут вы найдете первое интервью.

Сегодня мы публикуем разговор с программистом Максимом Сениным: о футболе, пользовательском интерфейсе в VR и неоднозначности новых технологий.

Чем в детстве нравилось заниматься? Кем хотел быть, когда вырастешь?

В детстве мне нравились динозавры, я хотел быть палеонтологом. В начальной школе очень любил рептилий и динозавров в частности, у меня об этом были разные книжки.

А когда начал увлекаться футболом? Почему именно этот вид спорта?

В пятом-шестом классе. Первый матч посмотрел вместе с отцом в 1998 году, это был ЧМ. Не могу сказать, что очень понравилось, но я запомнил. А вообще, когда был младше, мы играли не в футбол, так как футбольных полей на тот момент было мало, а в «козла»: нужно было бить мяч об стенку и не промахиваться. Помню, во время игры нашей шел один мужчина мимо и сказал: бей щечкой. И я просто это запомнил.

Папа смотрел футбол и болел за Спартак, но не играл, дедушка тоже болел за Спартак. Папа мне иногда по воротам бил на улице, мне нравилось. Могли дома между креслами тренироваться. Клуб «Барселона» еще нравился, но он не был тогда модным. Мне там импонировал один футболист — Сонни Андерсон. Когда он забивал гол, то делал руки пистолетами и “стрелял” ими в противника. Также там был очень сильный треугольник, который показывал красивую игру: Ривалдо, Фигу и Клюйверт, и мне очень нравилось, как они взаимодействовали, играли. Это были 1999-2000 гг.

Какие нравились уроки в школе?

Я любил точные науки: алгебру и геометрию. Еще мне нравилась биология, потому что наука о живых организмах. Она казалась мне тем, что может по итогу сделать вклад в развитие человечества. А вот информатики у нас не было. А вообще первый компьютер в моей жизни появился давно, он состоял еще из магнитофона, куда вставлялась аудиокассета с игрой, к нему подключалась клавиатура. Заказывали игры по почте, но я был очень маленьким.

По какой специальности вуз закончил?

У нас школа была связана с ГУУ — Государственный университет управления, куда считалось престижным поступить. Папа спросил тогда: «Максим, ты взятки сможешь брать?» Я ответил: «Нет, не смогу». Он сказал, что тогда нет смысла туда идти. И я решил поступать в колледж ФСПО МГУПИ (Факультет среднего профессионального образования Московского государственного университета приборостроения и информатики) на факультет “Вычислительные машины, комплексы и сети”. Информатика тогда была очень актуальной. Я отучился там 4 года и поступил в МГУПИ на факультет автоматизированных систем обработки и управления информацией. Меня по рекомендации туда взяли, так как был на хорошем счету в колледже. То есть процесс обучения в сумме со школой занял 18 лет.

Легко учеба давалась?

Учеба легко не давалась: приходилось ботанить, сидеть, учить. Просто так оценки не ставили. Из группы четыре-пять человек именно учились, а остальные особо не заморачивались. У нас был очень крутой преподаватель по математике, он был деканом колледжа. Он всегда был не против отвечать на вопросы уточняющие, при этом был достаточно строгим: проверял, все ли все сделали, кто не сделал — ставил не двойку, а кол, но никогда не ругал, не отчитывал, ему огромное спасибо, конечно.

Почему программирование? Чем привлекает? Что нравится в своей деятельности?

Сейчас все оцифровывается, куда ни посмотри, везде все программируется, тот же чайник электрический. Нужно знать и понимать, как это все работает, чтобы быть в тренде. Мне нравится в программировании то, что результат всегда будет либо 0, либо 1. То есть ты можешь рисовать картину в течение 10 лет и в итоге есть вероятность получить неизвестно что, критиковать будут или восхвалять. А в программировании либо ты получаешь правильный результат, либо нет, и это все за более короткое время. То есть в программировании нет никакой обтекаемости, есть четкость: либо 0, либо 1. Либо “да”, либо “нет”.

Знаем, что у тебя своя футбольная команда, в которой ты капитан. Насколько для тебя важна работа в команде?

Я однозначно командный игрок. Где команда есть, там должно быть взаимодействие, понимание и взаимопомощь. Хочешь играть один — иди в теннис, гольф, пожалуйста. Для меня очень важно, чтобы в команде все чувствовали себя комфортно. Я создаю условия, чтобы люди как-то между собой взаимодействовали, например, вне игры провожу тимбилдинги, обычно у себя дома. Вообще стараюсь задействовать людей в каких-то турнирах, соревнованиях, занимаюсь организационными вопросами по поводу залов, формы.

Считаешь ли себя лидером? Часто ли принимаешь ответственные решения, от которых зависит общий результат?

Я к этому стремлюсь, как минимум. Если выбирать между ведущим и ведомым, то себя отношу к ведущим. Есть хорошая пословица: если хочешь как лучше — сделай сам. Свой аргумент всегда скажу, даже если буду не прав в итоге, но мысль стараюсь донести максимально понятно.

Виртуальная реальность, когда начала привлекать?

До работы в VR Concept я особо не знал про такие вещи, именно с инженерной точки зрения. Сейчас через год после просмотра фильма «Первому игроку приготовиться» могу сказать, что все идет к тому, что люди смогут жить в виртуальной реальности. И вот сделать что-то, что могло этому помогать, но только в позитивном плане, интересно. Потому что можно же использовать во вред. А нужно во благо, и мне хочется быть причастным к этому.

Как ты попал в VR Concept?

На прошлом месте работы делали софт для тестирования и анализа полетов самолетов. Но в какой-то момент я понял, что уперся во что-то, не хватало саморазвития, захотелось чего-то большего. Выложил резюме, и со мной связался Денис.

В компании ты главный разработчик пользовательского интерфейса. Расскажи про свою зону ответственности.

Я отвечаю за пользовательский интерфейс редактора. Люди должны уметь взаимодействовать с ПО. Чтобы им это было удобнее делать и интуитивно понятнее, я разрабатываю набор различных вкладок, кнопок, чек-боксов, контекстных меню, которые помогают пользователю быстро найти все, что он хочет. Большую красную кнопку для всего, к сожалению, не изобретешь. Приходится делать несколько красных кнопок поменьше.

Есть ли у тебя осознание того, что ты делаешь главную фичу VR Concept — простоту использования? Как ты вообще относишься к роли интерфейса, где бы то ни было?

Работа каждого очень важна. Каждый занят своим делом, вносит вклад в развитие функционала. Мы делаем инструмент, который помог бы науке прийти к каким-то новым вещам, многое облегчить. И я бы хотел что-то внести в развитие того же проектирования, той же науки. Хотя и косвенно. Вот интерфейс простым языком преподносит сложные вещи. Хотелось бы делать вещи, которые были бы новыми, которые облегчали опять же поиск, допустим, лекарства от рака. Но есть и обратная сторона медали. Тот же фильм «ВАЛЛ-И» , где у людей были супертехнологии, они жили на мегакрутом корабле, но не знали, что с помощью ног можно ходить… Вот важно, чтобы к этому не привело.

Что тебя мотивирует в работе? Кем видишь себя в будущем? Каких высот хотел бы достичь в программировании?

Я считаю, что, занимаясь программированием, я тренирую свой мозг. Есть такое суждение, правда, про физиков: «Человек, который занимается физикой, может стать кем угодно» . Поэтому, работая над программированием, я работаю и на себя, на свое саморазвитие, скиллы. Каких высот? Не могу сказать конкретно каких, чем выше, тем лучше. Нет какой-то верхней точки, максимума. Никогда не надо останавливаться. В будущем себя вижу только в программировании.

Какие моменты из истории компании тебе больше всего вспоминаются, как самые приятные?

Расскажу о событии, которое мне запомнилось очень хорошо в VR Concept, но, к сожалению, я в нем участия не принимал. Это было перед выставкой «Армия» в 2017 году, когда Егор, Антон и Денис работали чуть ли не днями и ночами, чтобы сделать проект — тактико-пехотный тренажер для КБ РБП — и представить его на выставке. Я тогда только устроился. Такие моменты меня вдохновляют: когда люди, которые превосходят тебя в каком-то профессиональном плане, полностью вкладываются в общее дело и ведут тебя за собой. Это меня очень сильно мотивирует. Сильнее, чем кнут и пряник. Самоотверженность для меня — это весомый аргумент.

VR Concept — что это для тебя?

Для меня это команда. Для меня это очень много значит, как я уже говорил ранее, рассказывая о своей футбольной команде. Тут много говорить не надо, я считаю, если что-то делаешь, то подходи к этому ответственно. Если что-то делаешь, то делай это с полной самоотдачей, либо не делай это вообще. Иначе смысл всего этого?

А что бы ты хотел внедрить в VR Concept?

Хотел бы внедрить интеллектуального виртуального голосового помощника, который бы помогал пользователям находить в ПО нужные функции и взаимодействовать с VR Concept. Еще хотел бы, чтобы графическая составляющая интерфейса улучшалась — я за лаконичный минимализм.

Что думаешь про глобальные IT-компании, в чем секрет их успеха?

Мне кажется, что фактор везения у этих компаний есть и немалый. К примеру, взять Facebook, кто бы мог подумать, что все будут пользоваться социальными сетями? Это не лекарство от рака, это просто общение. Сегодня общество посмотрит в одну сторону, завтра — в другую, и куда оно посмотрит завтра — можно строить только предположения.

Как думаешь, что индустрию ждет в будущем? Как ты думаешь, какое будущее у VR?

Я вижу, что будущее за VR. Развивается как само железо, так и сам софт: фотореалистичная графика, к примеру. Идет приближение VR к естественному видению: то, что ты видишь в очках, и то, что видишь не в очках, становится примерно равно. С помощью VR можно делать кучу разных вещей: начиная от постройки домов и заканчивая экскурсией в Колумбии. Но самое важное, что любые технологии должны объединять людей, а не разобщать их.

Подпишитесь на канал VR Concept в Яндекс-Дзен.