В Беларуси реализуется инновационный проект по реабилитации детей с ДЦП при помощи виртуальной реальности

Больше трех месяцев на базе УЗ «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями» пациенты с ДЦП проходили пробный курс абилитации с помощью виртуальной реальности. Для занятий использовались шлем виртуальной реальности, VR-очки и специальные манжеты со встроенными трекерами отслеживания движения — в этом «наряде» ребята выглядели, как маленькие рыцари в IT-доспехах. На занятии по абилитации побывала и корреспондент «Р».

В Беларуси реализуется инновационный проект по реабилитации детей с ДЦП при помощи виртуальной реальности

Пища для разума

Вопреки моим ожиданиям, для создания виртуальной реальности долго колдовать не пришлось. Достаточно оказалось ноутбука с мощным процессором и хорошей видеокартой, двух штативов с датчиками, которые чувствуют движение в пространстве. Обязательным «обмундированием» для ребенка стал шлем виртуальной реальности, VR-очки и специальные манжеты с трекерами, которые отмечают пронацию (когда рука во время вращения оказывается ладонью вниз) и супинацию (ладонью вверх). Именно эти движения выбрали для экспериментального курса абилитации через виртуальную реальность. В работе с детьми важно отследить и оценить результат: по итогам станет понятно, оправдают ли себя программы для развития работы остальных частей тела.

В кабинет заходит Соня — первая пациентка. Девочке с трудом даются шаги, поэтому бабушка крепко поддерживает внучку под локоть. Медицинская сестра помогает Соне надеть «обмундирование» так, чтобы трекеры оказались на тыльной стороне ладони и под локтем. Занятие началось.

На экране ноутбука вижу то же, что и пациент в шлеме: смоделированный лесной пейзаж, огненный шар, ледяную лунку и часть руки – это проекция ладони ребенка в виртуальном мире. Движения отражаются на экране в режиме реального времени. Поэтому «игрок» не чувствует подвоха. А он есть: рука пациента с ДЦП ограничена на движения пронации и супинации, угол поворота обычно небольшой. А в игре рука вращается на несколько градусов больше, чем в реальности.

В Беларуси реализуется инновационный проект по реабилитации детей с ДЦП при помощи виртуальной реальности

— Например, если ребенок с рождения не ходит, не может удержать рукой предмет и так далее, он эту функцию не утратил, а просто никогда не приобретал ее. Наша задача — научить его. Пластичность мозга позволяет нам в некотором смысле обмануть природу. То есть получить новые ассоциативные связи, где другие участки мозга берут на себя поврежденную функцию. В этом помогает виртуальная реальность, — главный внештатный специалист по детской реабилитации Министерства здравоохранения, главный врач УЗ «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями» Александр Яковлев — один из тех врачей, которые участвуют в проекте по абилитации детей с ДЦП.

Во время игры доктор отделения Юлия Малыгина придерживает Сонечку за локоть, чтобы та двигала рукой правильно. Цель игры — набрать как можно больше баллов, забрасывая огненный шар в ледяную лунку. Результат не заставляет себя ждать: Соня забивает свой первый за занятие «гол». На экране появляются очки: +200. Радуемся всем кабинетом. Но особенно довольны результатом маленькая пациентка и ее бабушка.

— Нашей малышке очень нравится игра! Всегда идет на занятия с охотой. Я, конечно, тоже довольна. За несколько сеансов, которые с каждым разом становятся сложнее, мы уже делаем успехи, — радуется женщина.

В Беларуси реализуется инновационный проект по реабилитации детей с ДЦП при помощи виртуальной реальности

Слово фактам

На экране все происходит забавно и просто. Но создать программу было задачей не из легких. В ее подготовке участвовали врачи — заведующий кафедрой детской неврологии БелМАПО, главный внештатный детский невролог Министерства здравоохранения Леонид Шалькевич, главный внештатный специалист по детской реабилитации Министерства здравоохранения, главный врач УЗ «Минский городской центр медицинской реабилитации детей с психоневрологическими заболеваниями» Александр Яковлев, доцент кафедры детской неврологии БелМАПО Ирина Жевнеронок и разработчики виртуальной реальности — специалисты компании GKeyLab (The-Parallel). Последние, кстати, изучили много медицинских справочников. Вот и сейчас руководитель проектов компании GKeyLab Артем Туровец легко объясняет связанные с медициной нюансы работы программы. Без знаний по физиологии написать программу игры в виртуальной реальности невозможно.

— ДЦП — это заболевание, причину которого мы не можем излечить. Нам под силу только нивелировать проблемы ребенка. С помощью установки пациент сам получает понимание того, как нужно выполнять движения пронации и супинации. Его никто не берет за руку и не начинает ею двигать, он делает это сам.

В Беларуси реализуется инновационный проект по реабилитации детей с ДЦП при помощи виртуальной реальности

— Мозг запоминает активные движения, поэтому если ребенок повернет или вытянет руку, пусть даже сделает это не очень качественно, но сам, это лучше пропишется в мозговой программе, чем в случае если бы мы с ним много раз вытянули пассивную руку и вернули обратно без его активного участия. Движение рождается как бы изнутри, и мы должны помочь мозгу запомнить, как это сделать правильно. Включение в реабилитацию новой разработанной виртуальной технологии может улучшить мозговой контроль над движениями рук, — дополняет Леонид Шалькевич.

По плану проекта в эксперименте участвовало 30 детей. Для каждого провели 8 занятий.

В Беларуси реализуется инновационный проект по реабилитации детей с ДЦП при помощи виртуальной реальности

— Для определения наиболее корректных результатов было решено сравнить две группы детей: основную (30 пациентов), в которой проводилась ежедневная реабилитация плюс занятия в виртуальной реальности, и контрольную (28 человек), в которой детки занимались без сеансов VR. Результаты после курса абилитации обеих групп подводились по двум позициям: оценка уровня качества жизни пациентов (сюда включили оценку повседневной активности и школьной деятельности) и манипулятивная активность рук с увеличением объема супинации более 15 процентов. По первой позиции в основной группе повседневная активность увеличилась на 53,3 процента, школьная деятельность возросла на 36,6 процента. В контрольной группе результаты оказались значительно ниже: на 17,8 процента увеличилась активность в повседневной жизни, на 10,7 процента — в школьной деятельности. Манипулятивная активность рук в основной группе стала выше более чем на 70 процентов. Результат в 2,2 раза лучше, чем в группе, где дети не занимались в виртуальной реальности. Важно уточнить, что в обеих группах были детки с ІІ—ІІІ степенью ДЦП по классификации GMFCS и одинаковые по функции рук и степени супинации, — озвучила результаты Ирина Жевнеронок.

Сейчас завершился лишь первый этап работы. Впереди еще год напряженных исследований.

— В конце исследования мы планируем предложить учреждениям здравоохранения нашей станы рекомендации и инструкции по абилитации детей с ДЦП с помощью виртуальной реальности. Параллельно мы будем прорабатывать методики использования виртуальной реальности для других движений — не только для кистей рук, но и для всего тела. Надеемся, эта практика приживется. Кроме того, итоговым решением видим не проект, а готовый продукт. Коробка с гарнитурой виртуальной реальности, датчики, манжеты — с этим набором станет возможна самостоятельная абилитация детей дома, без постоянной необходимости ездить в клинику, — строят планы на будущее исследователи.

Cкопировано из сайта vr-j.ru Подписывайтесь на наш Telegram Источник https://www.sb.by/articles/rytsari-v-it-dospekhakh.html
Евгений, 24 октября 2019
Поделитесь с друзьями:
Комментарии
Последние комментарии
Написать комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *