В китайском обществе виртуальная реальность давно признана нормой
Некоторые эксперты VR/AR сферы считают, что китайский рынок имеет решающее значение для глобального успеха виртуальной реальности.
«Революция VR − это глобальная революция. Она происходит не только в Силиконовой долине или в отдельных странах, но и во всем мире. Вот почему так важно с самого начала иметь глобальное видение ситуации», − говорит инвестор Райан Ван.
Ван является одним из основателей Outpost Capital, венчурной компании, которая специализируется на виртуальной и дополненной реальности и инвестирует во многие международные и китайские стартапы. Ван видит в китайском рынке большой потенциал и считает, что западные и восточные VR рынки могут извлечь друг из друга выгоду. Это поспособствует прогрессу индустрии виртуальной реальности во всем мире.
В Китае ажиотаж прошлых лет привёл к стремительному росту количества китайских VR стартапов и формированию мыльного пузыря. Когда к началу 2017 года хайп прошел, то около 90 процентов таких мелких компаний объявили о банкротстве. Райан Ванг сказал, что это даже к лучшему:
«Рынок становится более рациональным и определяет развитие технологии в долгосрочной перспективе».
Китай вкладывает в виртуальную реальность большие средства
Несмотря на это потрясение, китайское правительство продолжает инвестировать в иммерсивные технологии. Недавно руководство страны и компания HTC предоставили китайским VR/AR стартапам венчурный капитал в размере 158 миллионов долларов. Китай также инвестировал чуть менее 500 миллионов долларов в VR парк развлечений и даже строит для VR компаний свой собственный город.
Иммерсивные СМИ занимают видное место в экономическом пятилетнем плане страны, для них предусмотрены субсидии и программы поддержки. Другими словами, китайские VR/AR предприниматели получают такие дотации и поддержку, какие Западу и не снились.
«Масштабы программы огромны, а Запад в ней никак не задействован. Это чужой, неизвестный рынок».
Китайцы в восторге от виртуальной реальности
Между Востоком и Западом имеется еще одно различие. В Северной Америке и Европе царят большие сомнения относительно массового принятия иммерсивных технологий. Но в Китае они уже давно приняты в качестве «новой нормы».
Китайцы обожают мобильные гаджеты и чувствуют себя комфортно с VR гарнитурами на голове. Использование VR гарнитуры на публике не встречает в Китае даже малейшей критики.
Восток и Запад должны более активно сотрудничать
Китайским пользователям виртуальной реальности все еще не хватает хорошего контента. Предприниматель Бозоргзаде считает, что западные и восточные рынки могут дополнять друг друга:
«Китайский рынок большой и жаждет контента, в то время как на Западе разрабатывается отличное программное обеспечение, для которого нет покупателей. Мы имеем два полушария, которые друг с другом не общаются. Две части Земли не работают сообща и рынок остается фрагментированным», − говорит Бозоргзаде. «Сколько VR компаний обанкротились только потому, что для их решений не было рынка?»
По его мнению, нужно прекращать вечное соперничество между Западом и Востоком и разработать платформу для локализации контента, которая поможет западным стартапам продавать свою продукцию в Азии и Китае.
«Пока пирог маленький, не стоит говорить о ‘войне’», − говорит инвестор из Силиконовой долины Райан Ван. «Лучше совместными усилиями делать этот пирог больше».