«Большинство существующих магазинов без AR-технологий просто загнутся». Интервью с создателем компании «Арттим про» Иваном Кулаковым

Месяц назад на канале известного техноблогера Валентина Петухова вышел интересный ролик-презентация его нового офиса при помощи дополненной реальности. И ролик, и технология нам очень понравились (кто бы сомневался), поэтому мы сразу же решили сделать интервью с компанией, которая занималась разработкой и визуализацией дизайна. Перед тем, как прочесть данный текст, советует пересмотреть вышеупомянутый ролик на канале Wylsacom.

А героем нашего интервью стал создатель компании «Арттим Про» Иван Кулаков.

VR Journal: Давайте начнем со знакомства.

Иван Кулаков: Да, конечно. Меня зовут Кулаков Иван. Мою должность трудно назвать. Юридически я являюсь учредителем ряда компаний, в том числе «Арттим Про».


VR Journal: Расскажите немного о вашей карьере. Какое у вас образование? Как пришли в бизнес? Вы сказали, что руководите рядом компаний. Расскажите про них.

Иван Кулаков: У меня финансовое и архитектурное образование. Первую компанию я открыл в 2003 году. То есть, 15 лет назад. И на протяжении всего этого времени она развивалась именно в архитектурной своей части. В 2008 году произошло расширение бизнеса, связанное с поставками материалов. То есть, мы поставляем их для своих же проектов. Это магазин Spexi.

После этого уже свежий проект (2013-2014) – винной комнаты «Храним Вино». Есть еще порядка десятка проектов, которые готовятся увидеть свет. Но пока о них говорить не имеет смысла. Сказать, что какой-то бизнес является главным, я не могу.

VR Journal: Как произошло ваше знакомство с виртуальной и дополненной реальностью. Как и когда это произошло? Поделитесь первым впечатлением? Как пришла идея использовать дополненную реальность в своей работе?

Иван Кулаков: Сложно представить себе дату или даже год знакомства с этой технологией. Объясню почему. Еще с 1993-го года я занимаюсь 3D-моделированием. Сейчас сложно сказать, в какой именно момент произошло это самое знакомство. Сперва идея была очень простая – использование 3D-пространства в виде туров, которые были представлены в редких играх того времен.

Далее – упрощенная 3D-графика, представленная в куче игр типа Quake. Но вот соединить все это вместе (3D туры и игры) идея пришла, наверное, в то время, когда появился первый Ipad. В нем была функция гироскопа. Сразу же появилась мысль использовать его для синхронизации окружающего пространства и дополненной реальности, если так можно сказать.

В последствие Google и Apple выпустили свои продукты ARKit и ARCore, что сняло ряд проблем. Грубо говоря, способ соединения того, чем мы занимались в 3D с виртуальной и дополненной реальностью, произошел в тот момент, когда повседневные технологии позволили нам это сделать.

Если говорить про программный комплекс «Ключ», то его разработка не останавливается. Мы постоянно вносим корректировки в программные продукты. Версия 1.0 (на данный момент в работе версия 1.8.6) позволяла только делать презентации. Мы продолжали дорабатывать продукт. Получился полноценный онлайн-сервис.

С выходом Ipad Pro нам пришлось значительно улучшить качество графики под его требования. Повторюсь, процесс работы над улучшениями не останавливается. Подход прост. Я смотрю за тем, что хочет заказчик, когда пользуется приложением. Нахожусь в постоянном контакте с архитекторами, которые подкидывают новые идеи, как изменить приложение, чтобы со стороны пользователей оно было легче, удобнее.

VR Journal: Было ли у вас понимание, что данная услуга будет востребована на рынке? Под услугой я понимаю создание AR моделей будущего интерьера. И вообще, есть ли интерес к этому сегодня?

Иван Кулаков: Если говорить про востребованность услуги на рынке, то с одной стороны я вижу вау-эффект со стороны конечных заказчиков. Многие люди слабо представляют предлагаемые им пространственные решения. Особенно, когда им показывают просто чертежи. Мы же даем возможность своими глазами на месте голых стен увидеть будущий готовый вариант. Конечно, это хороший вау-эффект. Я понимаю, что за этим будущее. Это удобнее, чем виртуальная реальность.

Есть единственная проблема. Она заключается в том, что люди слишком долго въезжают в тему. То есть, трудно заставить пользоваться продуктом, даже несмотря на то, какой он хороший. Приведу простой пример из архитектурной среды. В нашей компании работает от 40 до 60 архитекторов. Вне зависимости от их возраста, скиллов, всех приходится обучать современным программам и методикам, чтобы их чертежи были универсальными в вопросе понимания и редактирования другими людьми. На начальном этапе это занимает много времени, но в последствие с лихвой восполняется.

Большая часть рынка занята низкоквалифицированными специалистами, которые все делают по старинке. Поэтому программный продукт бесплатный, чтобы люди протестировали и оценили его. Мы не навязываем заказчику наши разработки. Наоборот, пусть все пробуют, тренируются и предлагают. Про себя мы знаем, что это (AR-туры) наше конкурентное преимущество. Анализируя ситуацию, могу сказать, что используют это единицы компаний. А мы с этого дополнительно зарабатываем.

VR Journal: Впервые я услышал про вашу компанию в Бизнес-секретах с Олегом Тиньковым в выпуске про создание Yota-Arena. Расскажите про это сотрудничество. Интересно узнать, как оно началось. Раскройте подробности этой работы.

Иван Кулаков: Yota-Arena – непосредственно проект нашей дизайн студии, идея и концепт. Мы были подрядчиками в его реализации. Логично, что для визуализации использовалась наша программа «Ключ» для просмотра заказчиками и гостями. Например, Президент Международной федерации киберспорта приезжал к нам и давал советы. Это была интересная интеграция в работу. Представители заказчика, понимающие в киберспорте, корректировали наши действия с учетом своего опыта. Среди гостей был Олег Тиньков, который увидел презентацию дизайна при помощи нашего программного комплекса. Что собственно и было представлено в его ролике.

VR Journal: Мне представляется ваша деятельность следующим образом.  Ваша основная услуга – дизайн интерьеров. То есть фундамент бизнеса. А дополненная реальность в контексте вашей работы – просто хороший маркетинговый прием, которым можно привлекать дополнительных клиентов. Так ли это?

Иван Кулаков: Вам правильно представляется. Если мы говорим про программный комплекс «Ключ», то я создал его в большей степени для себя. Вместе с тем он находится в открытом доступе в AppleStore.

Более того, в этом году мы выводим этот программный комплекс, как самостоятельный проект по оптимизации дизайна. Если ранее архитекторы разрабатывали проект с заказчиком, то сейчас мы хотим автоматизировать эту систему. У нас на сайте «Ключа» представлен список типовых вопросов к заказчику и готовые варианты дизайна, которые будут пополняться. Отвечая на вопросы, дополнительно человек может выбрать из ста вариантов дизайна один готовый под каждое помещение. После чего добавить к этому планировку своей квартиры. Исходя из этих данных, он получит на планшет готовое решение, которое сможет посмотреть визуально. Если человека все устраивает, он закажет комплект чертежей.

В данном случае у нас идет экономия времени архитекторов, которые тратят его на общение с клиентом. То есть, архитектор адаптирует готовый дизайн к желаниям заказчика. Клиент получает более низкую стоимость проекта. Скорость проектирования таким образом увеличивается в десять раз.

VR Journal: Вы решили использовать дополненную реальность не только в дизайне интерьеров, но и в подборе сантехники. Как пришла такая идея? Логичное продолжение?

Иван Кулаков: Один из потенциальных способов увеличения продаж — дополненная реальность в сочетании со сложными программами, которые для пользователя будут иметь, условно говоря, три кнопки и будут просты в использовании.

Идея в том, что пользователь сможет профессионально, быстро, без чужой помощи посмотреть, как будет выглядеть его раковина, собрать санузел, гардероб, кухню и так далее. Современные игровые платформы позволяют использовать их мощности для того, чтобы реализовывать подобные разработки. У этой технологии большой потенциал. Я думаю, что для России, как и для всего мира, это будет перспективным направлением.

Большинство существующих магазинов просто «загнутся», не выдержав конкурентной борьбы. Победят те магазины, которые позволят клиенту без дополнительных продавцов удобно, качественно подобрать и примерить необходимый товар в своей собственной квартире. Это очевидное конкурентное преимущество.

VR Journal: Расскажите о сотрудничестве с Валентином и каналом Wylsacom?

Иван Кулаков: По поводу ролика на канале Wylsacom-a. У меня были сомнения в связи с тем, что стоимость рекламной интеграции с его участием довольно большая. Я не был готов платить такую цену. К моему большому удивлению и радости, после того, как Валентину показали наш программный комплекс и его возможности, он решил самостоятельно сняться в данном видеоролике вместе с Наташей (соведущая канала Wylsacom — примечание редакции). Хотя изначально такой договоренности не было.

Он был удивлен, что его создавали на территории России. Это сыграло свою роль. А сам ролик я увидел только на его канале и был рад тому факту, что Валентин сам принял в нем участие.

VR Journal: Заметили ли вы рост количества заказов после внедрения AR-продукта в вашу услугу?

Иван Кулаков: Какие-то точные данные по росту заказов и выручки после внедрения программы «Ключ» я не назову. Его внедрение осуществлялось на протяжении четырех лет. Более того, он постоянно совершенствовался. Отследить суммы довольно трудно.

Могу рассказать другой интересный пример. Я запустил рекламную программу в Facebook на 6 тысяч рублей, после которой за двое суток «Ключ» скачало около 14 тысяч человек. Это было в самом начале пути. Конечно же, этот факт увеличил количество наших новых клиентов. Во-вторых, мы получили большое количество клиентов со стороны застройщиков, интерес которых в продаже своих домов и квартир. Это достигается, в том числе, и в правильном визуальном представлении товара. У нас есть несколько крупных контрактов с ними. Этот рынок мы вообще не знали. Они сами к нам пришли.

Конечно же, из-за наплыва клиентов увеличилась сложность заказов. Люди видят, что качество наших работ значительно выше, чем у конкурентов. То есть, наша команда предлагает за те же деньги дополнительные услуги, которые нужны клиенту.

Отдельно хочу отметить, что мы не подходим к решению поставленной задачи с точки зрения существующих инструментов. Наоборот, задача диктует нам необходимость поиска этих решений. Так и появились программы «Ключ 2» и «Ключ VR».

VR Journal: Вот чего я не понял в процессе подготовки, так это теннисный тренажер. То есть идея понятна. Но все это вместе представляется сомнительным с точки зрения качества. Расскажите подробнее.

Иван Кулаков: После проекта YotaArena у меня созрела идея сделать спортивный тренажер. У нас есть контакты с несколькими VR-студиями, которые выполняют для нас небольшие работы, вроде отрисовки некоторых объектов. Вместе с тем, я работаю с командой, которая занимается реабилитацией больных после инсульта при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности. Такие методики проходят тесты в больницах и университетах. Исследования показывают, что реабилитация проходит значительно быстрее.

Плюс совместная разработка, виртуальный тренажер, позволяющий заниматься пристрелкой оружия. В тестах команда из 50 человек, использующая «VRтир»,значительно быстрее обучается правильной стрельбе чем другая группа не использующая тренажер. Из этого можно сделать вывод, что визуальная составляющая сильно влияет на программирование мозга.

Тренажер по теннису создается именно для тренировки, а не для полноценной игры. Он помогает мозгу быстрее приспособиться к правильной механике действий у игрока: правильно подойти к мячу, поставить руку, ударить и т.д. Мы привлекли к разработке профессионалов, например, Игорь Куницын, мастер спорта международного класса, консультирует по техники и приемам.

Новое тестирование

Опубликовано Иваном Кулаковым Пятница, 27 апреля 2018 г.

Еще немного, и мы начнем тестировать новичков в теннисе, насколько быстро они смогут отработать те или иные навыки. В данный момент мы используем продукты компании HTC. Тем не менее наша команда идет на опережение в том смысле, что при появлении более совершенных технологий, мы просто перенесем готовый продукт на них. Это не так сложно.

Мне представляется, что наша команда правильно уловила тренд. Спортивно-военная тематика будет массово развиваться в сфере VR/AR. Упомянутые тренажеры – новый, более быстрый и качественный способ программирования мозга. Приведу пример. Я занимаюсь боксом. На протяжении пяти лет отрабатываю стойку и правильные передвижения. В какой-то момент произошел «щелчок» и мой мозг переключился, все правильные движения стали получаться просто на автомате. Даже с невысокими партнерами удается правильно «подныривать». Я понимаю, что этого можно достичь не за пять лет, а за две-три недели при помощи тренажера.

Обучение состоит из ряда факторов, среди которых визуальный (видео)контент составляет 70%. Соответственно, во многих областях человеческой деятельности можно создать подобные тренажеры. Кстати говоря, мы занимаемся их разработкой для крупных технологических компаний. Идея состоит в том, чтобы человек прошел обучение работы со сложной техникой в виртуальной реальности, отработал всевозможное навыки, а система сама поставила ему оценку-допуск к работе в реальных условиях. Преимущества такого обучения очевидны. И если не сейчас, то через 5 лет, я уверен, это будет очень актуальным.

Cкопировано из сайта vr-j.ru
Подписывайтесь на наш Telegram
Метки:
Евгений, 10 июля 2018
Поделитесь с друзьями:
Похожие новости
0 6070
Автор: Евгений, 17 января 2023
0 4721
Автор: Евгений, 10 января 2023
Комментарии
Последние комментарии
Написать комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *