Как компаниям защитить свои права в метавселенной?
Метавселенная — инновационная среда для брендов, которая помогает взаимодействовать с потребителями. Компании хотят быть в тренде и активно экспериментируют на различных платформах, включая самые популярные Decentraland, The Sandbox и Roblox.
Благодаря технологиям виртуальной и дополненной реальности потребители могут взаимодействовать с брендами различными способами в метавселенной через виртуальные концептуальные магазины, показы, спортивные и музыкальные мероприятия. Например, неделя моды Metaverse в Decentraland, которая состоялась в марте 2022 года, привлекла больше внимания индустрии, чем любое предыдущее событие цифровой моды.
“MVFW доступна для всех и каждого по всему миру. Один из недостатков традиционных показов мод заключается в том, что они слишком ограничены для обычного человека, почти всегда только по приглашению”, — сказала Джованна Касимиро, глава Недели моды Metaverse (MVFW).
Во время модного мероприятия пользователи могли отсканировать QR-код, чтобы увидеть визуализацию предмета, далее можно было его приобрести в виде NFT.
Определенно невзаимозаменяемые токены (NFT) привлекли к себе всеобщее внимание, несмотря на падения рынка в целом. Некоторые имеют более высокие цены, чем физический эквивалент.
Влияние виртуальных миров на современное общество неоспоримо. Даже правительства открывают свои офисы в метавселенной. Сеул планирует построить мета-платформу стоимостью 3,9 миллиарда вон, чтобы позволить гражданам виртуально получать доступ к государственным услугам. В Таиланде Управление по туризму запустило платформу Amazing Thailand, чтобы туристы могли исследовать виртуальные дуриановые сады и собирать NFT, которые можно использовать в реальном мире.
Учитывая инфляционное давление в 2022 году и резкие колебания стоимости криптовалют, некоторые могут задаться вопросом, устойчив ли интерес к метавселенной и NFT в перспективе. В долгосрочной перспективе — да. Новое качество предоставления государственных услуг и расширение инфраструктуры позволит увеличить количество повседневных пользователей, тогда больше компаний, выходящих за рамки модного, косметического или спортивного сегментов (которые были одними из первых и наиболее восторженных последователей метавселенной), войдут в виртуальное пространство.
Контроль и юрисдикция
Перед принятием решения об открытии представительства в цифровой среде стоит учитывать ряд деталей, которые касаются вопросов контроля и юрисдикции, а именно, кто контролирует виртуальный мир и какие юрисдикции имеют значение? Чаще всего чем больше контроля у главной организации (Meta в Horizon Worlds), тем больше вероятность того, что будут применяться регламенты основной компании. Например, механизмы уведомления и удаления для защиты от нарушения прав на товарные знаки и/или авторских прав. Однако существуют децентрализованные миры, такие как Decentraland, которые принадлежат пользователям и управляются децентрализованной автономной организацией. Эти платформы лишены единоличного владения, что может затруднить формулирование и обеспечение соблюдения правил, позволяющих владельцам брендов обеспечивать защиту интеллектуальной собственности.
Будет ли метавселенная будущего единой цифровой вселенной? В идеале пользователь должен иметь возможность беспрепятственно перемещаться между любыми виртуальными мирами, а активы и информация смогут свободно перемещаться между платформами. Понятие функциональной совместимости является основным принципом метавселенной. На этом фоне возникает вопрос: как бренды могут защитить себя в этой новой единой цифровой среде? Предложат ли им единый механизм? И какие поставщики услуг будут нести ответственность за возможные нарушения прав?
В настоящее время на некоторых платформах есть механизмы удаления для защиты от нарушений. Торговая NFT-площадка OpenSea, например, поддерживает систему, в соответствии с которой она может удалить NFT на основании жалоб владельцев о нарушении прав. Однако человек может продолжать предлагать NFT, предположительно нарушающие авторские права (и любые цифровые активы, связанные с этими NFT) на других платформах.
Эта реальность также вызывает вопросы с точки зрения юрисдикции. Например, если владелец бренда может определить нарушителя и его страну проживания, возможен ли традиционный судебный иск в этой стране? Кроме того, могут ли компании успешно привлечь владельцев метавселенной за посредническую ответственность? И если да, то снова возникает вопрос юрисдикции. Это лишь некоторые нюансы, которые должны быть рассмотрены в будущем.
Бренды в метавселенной
Есть также и другой вопрос- можно ли просто полагаться на существующие права на товарные знаки, когда дело доходит до правоприменения в метавселенной? Хотя в США продолжаются дела о нарушениях прав на товарные знаки, связанные с NFT и в метавселенной, во многих юрисдикциях до сих пор нет четкого решения. Существует аргумент, что при размытии физического и цифрового пространства компании должны иметь возможность полагаться на существующие права.
В феврале 2022 года в Китае было подано 16 000 заявок на товарные знаки, содержащие слово «метавселенная». В Соединенных Штатах в период с 1 января по 31 мая 2022 г. в Ведомство США по патентам и товарным знакам было подано более 4 000 заявок на регистрацию товарных знаков, связанных с NFT. Интерес общества очевиден.
С ростом числа таких заявок некоторые местные регуляторы также пересматривают и обновляют новую классификацию товаров и услуг. Например, в Таиланде были обновлены Руководящие принципы Ведомства по ТЗ, чтобы отразить новые термины. С другой стороны, в Индонезии товары и услуги, связанные с метавселенной, еще не являются повседневными. Власти пытаются вписать их в местное регулирование, пока новые правила не будут обновлены.
Бренды, несомненно, будут заинтересованы в том, чтобы следить за будущими событиями в метавселенной и обеспечивать надлежащую защиту своей интеллектуальной собственности. Наличие правильной стратегии будет иметь решающее значение для любого бренда, стремящегося процветать в новом пространстве.