Пять ключевых принципов успешного VR обучения
Виртуальная реальность предлагает учащимся беспрецедентную возможность получить доступ к локациям и объектам, которые ранее были недостижимы. Пользователи могут изучить новые трудовые методы, приобрести критически важные навыки и опыт в игровом окружении.
Промышленность всегда находится в активном поиске новых способов быстрой подготовки квалифицированных сотрудников. А в учебных заведениях VR может высвободить потенциал студентов и дать преподавателям возможность сосредоточиться на развитии уникальных навыков своих подопечных. С каждым днем появляется все больше убедительных доказательств в пользу преимуществ иммерсивного учебного процесса.
Интерес к использованию виртуальной реальности для обучения стимулирует рост инвестиций в технологии. Но всё же эффективное развертывание любой обучающей стратегии зависит не только от суммы вложений, но также и от продуманного дизайна. Тим Пауелл-Джонс, ведущий дизайнер обучающего контента в компании The Creative Engagement Group, считает, что для разработки успешного и эффективного образовательного контента важно учитывать пять ключевых принципов:
Действительно ли существует необходимость?
Отправной точкой для каждого, кто рассматривает возможность внедрения VR обучения, является определение подходящего образовательного решения.
Виртуальную реальность лучше всего использовать в ситуациях, когда она сможет выполнять те задачи, на которые не способно существующее решение, или где она может обеспечить существенное улучшение процесса и результата.
Например, VR может стать важным инструментом, если пользователю необходимо узнать о среде, к которой он имеет ограниченный доступ, и получить новую точку зрения на существующую проблему.
Также ключевое значение имеет местоположение, в котором используется VR решение. Несмотря на то, что оборудование становится все более дешевым и доступным, всё равно необходимо выделить для него пространство и создать инфраструктуру для его поддержки. Исторически именно это обстоятельство вызывало нежелание использовать виртуальную реальность для обучения. Но появление портативных гарнитур, таких как Oculus Quest, безусловно, в корне меняет ситуацию.
Каковы будут результаты?
Итак, стало ясно, что VR решение в данной ситуации действительно необходимо. Теперь жизненно важно внести ясность в отношении ожидаемых результатов и заранее выделить время для их анализа.
В процессе обучения результаты могут изменяться. Но старайтесь максимально придерживаться изначально согласованного списка. Нужно сосредоточиться на целях команды и применять все разработанные активы для достижения этих целей.
Нужно вместе работать над дизайном
Как только будут согласованы результаты обучения, следующим этапом является создание интересного и увлекательного взаимодействия. Даже высококачественный VR опыт надоедает, если пользователю приходится постоянно делать одно и то же.
К сожалению, большая часть цифрового обучения для проверки знаний все еще опирается на тестовые опросы, но в трехмерной среде они разрушают иммерсию. Там, где это возможно, нужно интегрировать элементы взаимодействия, которые позволят учащемуся контекстуально и физически погружаться в виртуальную среду.
Для этого очень важно регулярно собирать команду вместе и делиться успехами и идеями в процессе проектирования и создания опыта. Разработчики могут подсказывать друг другу механики, опции и делиться наработками (например, многие 3D модели можно использовать повторно).
Немаловажным аспектом является совместная разработка раскадровок и проверка прототипов для тестирования сред и механик вместе с целевыми группами. Эти прототипы помогают экспертам и потенциальной аудитории внести свой вклад в процесс создания опыта, чтобы гарантировать лучший окончательный результат.
Учитывайте каналы передачи информации
Как правило, звук более эффективен, чем чтение в VR. Тем не менее, пользователи могут отвлечься на окружающую среду, особенно если они раньше никогда не были в виртуальной реальности.
Именно вышеупомянутый итеративный процесс раскадровки позволяет дизайнерам заранее увидеть, что они не предоставят ключевую аудиоинформацию в тот момент, когда учащийся выполняет сложное взаимодействие или пытается ориентироваться в новой среде.
Также полезно систематизировать всю информацию на ранней стадии разработки. Нужно решить: какая информация должна быть представлена в виде коротких текстовых заметок, какая должна быть озвучена, а какая будет включена в пользовательский интерфейс.
Выходите за рамки гарнитуры
Эффективный обучающий VR опыт может длиться всего три или четыре минуты, но огромное количество обучения можно реализовать вне опыта, когда ученик снимает гарнитуру. Не обязательно «учиться» в VR опыте: он может стать основой для группового обсуждения или семинара.
Например, даже простое 360-градусное видео может вызвать эмпатию, помочь учащимся понять ситуацию и стимулировать дальнейшее самостоятельное обучение.
Сейчас некоторые считают, что именно обучение, а не гейминг, является жизненно важным элементом развития VR технологии. Именно образовательные нужды поспособствуют тому, что в ближайшие 20 лет виртуальная реальность станет таким же обычным явлением, как мобильные телефоны.
Тем не менее, несмотря на значительное продвижение в этом секторе, следует признать, что обучение в виртуальной реальности все еще находится на начальной стадии развития. Еще предстоит выяснить, где его можно использовать наиболее эффективно и как лучше всего его интегрировать в образовательную среду.
Статистические данные об эффективности часто страдают от предвзятости. При анализе проекта следует обратить внимание, как на успехи, так и на аспекты, требующие улучшения. Только тогда дизайн иммерсивных проектов будет эволюционировать, а VR превратится в жизненно важный образовательный инструмент и будет более активно и повсеместно внедряться в современную систему обучения.