Во время своей презентации Apple не упомянула метавселенную
Гарнитура смешанной реальности Apple Vision Pro наконец-то презентована, но для тех, кто смотрел грандиозное открытие в Купертино, чего-то явно не хватало: метавселенная не получила ни единого упоминания.
«Точно так же, как Mac познакомил нас с персональными компьютерами, а iPhone — с мобильными компьютерами, Apple Vision Pro познакомит нас с пространственными вычислениями», — сказал CEO.
На первый взгляд, это сухой способ описать то, что в конечном итоге является крупнейшим и самым рискованным запуском Apple с момента дебюта iPhone в 2007 году. Но у компании есть четкая причина не идти по стопам конкурентов, которые делают большие ставки на метавселенную: эта концепция может стать провалом, и Apple это знает.
Отделение Vision Pro от метавселенной
Термин «метавселенная» был впервые введен писателем Нилом Стефенсоном, который представил концепцию трехмерного виртуального пространства в своем романе 1992 года «Лавина». С тех пор крупные игроки стремились создать свои собственные версии цифровой вселенной, рекламируя ее как будущее. Марк Цукерберг был наиболее активен в этой гонке, переименовав Facebook в Meta*.
Его решение дорого обошлось компании как в финансовом, так и в репутационном плане. Его подразделение Reality Labs, ориентированное на метавселенную, потеряло 13,7 млрд долларов в 2022 году. Некоторые из его продуктов даже вызвали насмешки, например, цифровой аватар.
Тем временем Microsoft в целом отказалась от HoloLens — гарнитуры смешанной реальности, о которой генеральный директор Сатья Наделла однажды говорил как о преобразующем универсальном устройстве. Новая версия, похоже, не планируется, и все, о чем Наделла говорит в эти дни, — это генеративный ИИ.
Google также попробовала иммерсивную гарнитуру с Google Glass, но прохладный прием и высокая цена в $1500 привели к тому, что ее выпуск в конечном итоге был прекращен в 2015 году.
Говоря о Vision Pro, высокая цена делает его игрушкой для разработчиков, а не потребительским товаром, который вызовет ажиотаж.
Видение Apple в отношении «пространственных вычислений» говорит о том, что компания хочет сохранить некоторую связь с реальным миром и не готова к полностью цифровой альтернативной реальности. Позиция Apple более убедительна, чем у Meta*, Vision Pro позиционируется как своего рода компаньон для iPhone, iPad, Apple Watch или Mac.
Джин Манстер, управляющий партнер Deepwater Asset Management, считает, что пространственные вычисления «слишком мощны, чтобы не стать мейнстримом», и прогнозирует, что в 2030 году на гарнитуру Apple будет приходиться 10% всех продаж компании. Однако, по его мнению, разговоры о метавселенной могут поставить под угрозу любой успех.
Meta признана экстремистской компанией на территории России.