Как VR может улучшить жизнь на космическом корабле?
Мы уже не раз писали о том, как иммерсивные технологии помогают космонавтам готовиться к жизни и работе в космосе. Однако бывший астронавт Джей Баки (Jay Buckey) считает, что они могут пригодиться не только для тренировок на земле, но и непосредственно на орбите.
Баки провел 16 дней в космосе и поделился своими мыслями о том, как просмотр роликов со сценами природы в виртуальной реальности может улучшить жизнь человека в ограниченном пространстве, например на космическом корабле. Об этом он рассказал журналистке TechRepublic Тине Мэддокс на семинаре MIT Space2 в 2019 году. Ниже приведена отредактированная стенограмма интервью.
Тина Мэддокс: Расскажите мне немного о том, что вы представляете здесь на семинаре MIT.
Джей Баки: Ну, во-первых я собираюсь рассказать об условиях жизни на космическом корабле. Я был астронавтом в миссии STS-90 Neurolab в 1998 году. В рамках проекта я прожил в космосе в течение 16 дней. Я собираюсь немного рассказать слушателям семинара о том, каково это жить в космосе, в ограниченном пространстве, хоть и на протяжении всего 16 дней. Затем Александра Станкович из нашей лаборатории также расскажет о работе, которую мы проделали, используя виртуальную реальность в качестве способа помочь людям, находящимся в замкнутой среде.
Если вы находитесь в изолированной, ограниченной среде, то вы пребываете с группой одних и тех же людей в течение длительного периода времени. Окружающая обстановка при этом может быть очень однообразной.
Но при помощи виртуальной реальности можно погрузить и перенести людей в какое-нибудь отдаленное и совершенно иное место. В нашем эксперименте, мы предоставляли людям иммерсивные сцены природы, например, на пляже, в Баварских Альпах или в сельской местности Ирландии. Эти сцены «уносят» человека из его текущего окружения и позволяют ощутить прелести пребывания на природе, хоть и только в виртуальной реальности.
Мы обнаружили, что людям действительно по душе такая возможность отвлечься. Мы считаем, что это помогает поддерживать хорошее расположение духа. Хотелось бы проверить в будущем, действительно ли это способствует их работе и способности жить в изолированной и ограниченной среде.
Тина Мэддокс: Есть ли применения для этого на земле, на рабочих местах, и тому подобное?
Джей Баки: Мы еще не изучали этот аспект. Но я думаю, что такие проекты найдут применение на рабочих местах (и не только), потому что человеку всегда приятно иметь возможность побывать в местах, где есть широкие, открытые просторы. Мы все любим пребывание на природе, такое как поход в горы. Нас захватывает возможность, пережить это волнение и увидеть бескрайние пространства. Если мы будем в состоянии в наши дни передать это чувство при помощи виртуальной реальности и других технологий, то это действительно найдет широкий отклик среди общественности.
Когда человек пребывает в 3D окружении, он действительно чувствует, что находится в горах или на пляже. Это хороший способ дать возможность прочувствовать природу тем людям, которые в реальности в силу разных причин не могут сделать этого сами.
Тина Мэддокс: Хотите ли вы затронуть еще какую-то тему? Есть ли что-то еще, что вы хотели бы добавить?
Джей Баки: Нет. Просто хотелось бы подчеркнуть, что весьма трудно оставаться в изолированной, ограниченной среде с небольшой группой людей в течение длительного периода времени. Мы привыкли в течение дня иметь доступ к довольно широкому социальному контексту. Мы привыкли иметь возможность сменять окружение, в котором находимся. Многие из таких ежедневных мелочей кажутся нам обыденными и само собой разумеющимися. Но в изолированной, замкнутой среде у вас всего этого нет.
Нужно делать все возможное, чтобы облегчить людям жизнь в такой среде. Это поможет им добиться успеха в долгосрочных проектах вроде миссии на Марс, которая может занять до трех лет.