Сексуализация женских аватаров способствует харассменту в социальном VR
Ранее мы уже поверхностно касались темы того, как внешний вид аватаров меняет способ взаимодействия пользователей в социальной виртуальной реальности. Виртуальные миры дают нам свободу принимать физические формы невозможные в реальной жизни. Однако использование определенных форм влечет за собой предвзятость отношений.
Некоторые аватары вызывают вполне рутинные предрассудки. Другие же вызывают предубеждения, с которыми человек в обычной жизни никогда не сталкивается, например, предвзятость в отношении роботов или кроликов. Независимо от выбора аватара каждому пользователю приходится сталкиваться с культурной обусловленностью определенных популяций, видов и архетипов, а также личными предвзятостями людей.
При хорошем раскладе аватары могут вызвать повышенную эмпатию. Исследования показали, что когда люди примеряют на себя пожилых аватаров или персонажей других рас, их предубеждение против этих групп населения уменьшается.
Но в худшем случае аватары могут спровоцировать явления харрасмента и травли.
Аватары и сексуальные домогательства
В 2017 году компания The Extended Mind провела исследование, в ходе которого группу женщин впервые познакомили с социальной виртуальной реальностью. Многие из них выбрали роботов в качестве аватаров, так как опасались пользоваться женскими персонажами даже в анонимном онлайн-пространстве.
«Мне нравилось быть типичным аватаром. Мне с самого начала претило быть блондинкой», − сообщила одна из участниц. «Если бы я была привлекательным аватаром, это было бы странно … появилось бы нежелательное внимание, все начали бы общаться со мной и досаждать».
С другой стороны из-за такой маскировки, кажется, что на социальных платформах вообще нет женщин. По словам одной из участниц, и без того редкие женские аватары чувствуют себя от этого еще более одинокими.
Как правило, женские аватары в социальных VR получают много внимания. Сообщается, что оно обычно нежелательно и часто носит сексуальный характер: 49% женщин сообщили о сексуальных домогательствах. В чем причина такой высокой статистики?
Сексуальное внимание к женщинам имеет много истоков. Одним из факторов, но отнюдь не объяснением, является анонимность онлайн-пространства. Женщины часто подвергаются сексуальному харассменту и в далеко не анонимных контекстах.
Поэтому, хотелось бы обратить внимание общественности на гиперсексуальных женских аватаров, которые предлагаются на многих платформах социального VR. По сути, предлагаемые платформой типы аватаров могут способствовать преследованию женщин. Вместо того чтобы представлять женщин как полноценных существ с человеческими качествами, сексуальные аватары принижают женщин до отдельных частей тела.
И тут снова всплывает вопрос о взаимодополняемости и взаимосвязи между субъектами и их средой, о которой мы писали недавно. Определенные люди/персонажи воспринимаются другими по-разному на основе возраста, расы, пола, класса и контекста, отображенного в популярной культуре.
Например, наиболее подвержены сексуальным домогательствам именно молодые женщины. Это происходит не потому, что молодые женщины хотят, чтобы их преследовали и домогались, а потому, что «юность» и «женственность» являются самыми сексуализированными чертами в западной культуре. В социальной VR сфере эта тенденция к харассменту по отношению к молодым женщинам усиливается за счет гиперсексуализации женских аватаров.
Будь то девочка-эльф с огромной грудью, анимешная девушка в короткой юбке или фигуристая женщина, одетая в сексуальный комбинезон: все эти аватары злоупотребляют сексуальными чертами и извращают стандарты женской красоты. СМИ научили нас видеть анимешных девочек в качестве сексуальных объектов и фетишей. Соответственно аватары с такими ассоциациями будут подвергаться преследованиям.
Когда дизайнеры предлагают пользователям сексуальных женских аватаров, подчеркивающих не человечность, а определенные элементы внешности, они создают неуютное для слабого пола пространство. Неудивительно, что многие женщины предпочитают аватаров в виде гендерно-нейтральных роботов для своих первых вылазок в социальный VR.
Будем справедливыми к дизайнерам, не все социальные VR платформы сексуализируют своих женских аватаров. И почти все платформы позволяют достаточно тщательно и сбалансированно настраивать женский аватар.
Однако важно признать существование этой проблемы и изучить, что именно способствует преследованию в социальной виртуальной реальности, чтобы избежать этого в будущем. Как уже отмечалось ранее, создатели виртуальных сред располагают всеми рычагами управления массами и при желании способны создавать более здоровую атмосферу на своих платформах.