«AR ещё не выбралась из зловещей пропасти инноваций»
Дополненную реальность поддерживают такие платформы, как IOS и Android. Среди известных примеров использования AR пока только игры и рекламные проекты. Аналитики IHS Markit сообщили, что в минувшем году заработок развлекательных проектов с использованием AR достиг $2 млрд.
Хотя отчёт аналитической компании CCS Insight показывает, что основными сферами применения AR с 2015 по 2018 год становятся вовсе не развлечения, а логистика, обучение и здравоохранение и образование. С помощью дополненной реальности уже строят, лечат людей, исследуют космос и делают автомобили.
Визуализировать 3D-модель стадиона в AR
Архитекторы Василий Кривошеин и Елена Моторина спроектировали стадион «Калининград» к чемпионату мира по футболу. На этапе эскиза они создали 3D-модель макета стадиона, которую позже преобразовали в AR-объект. С помощью приложения Kubity Go макет модели стадиона воссоздали в дополненной реальности.
По словам Василия Кривошеина, использование AR позволяло ему находиться на строительной площадке и проецировать на неё макет. Однако использование технологии AR в архитектуре не нужно переоценивать, считает Кривошеин.
Индустрия развлечений больше расположена к тому, чтобы использовать дополненную реальность. Использование в строительстве пока что сильно ограничено. Вы приезжаете на стройплощадку или совещание, запускаете приложение и проецируете объект либо на местность, либо прямо на стол — дополненная реальность работает, но одноразово, заказчику этого мало. Ему нужно увидеть строящийся объект со всех сторон, а на планшете, в полевых условиях, это неудобно.
Василий Кривошеин
архитектор
Заказчику нужно больше, чем макет стадиона, спроецированный с одной точки. Ему лучше подходят ролики и статичные картинки, чем моделька в AR, считает инженер.
«Человек, у которого есть деньги на то, чтобы построить стадион, не будет бегать по стройплощадке, чтобы посмотреть на модель дополненной реальности с разных сторон, — поясняет проектировщик. — Если сравнивать визуализацию модели в высоком качестве и макет в дополненной реальности, пока что AR проигрывает».
По словам создателя стадиона, для использования технологии дополненной реальности слишком много барьеров: начиная с нечувствительности камеры к некоторым поверхностям (например, если человек захочет презентовать макет стадиона в кабинете на глянцевом столе, сделать он этого не сможет), заканчивая консервативностью заказчиков.
С помощью приложения разместить 3D-модель стадиона можно даже на письменном столе.
Большинство денег в кармане у заказчиков старше 50-60 лет, которым подобный интерактив неинтересен. Если мы рассматриваем эту технологию как перспективную в будущем, то молодёжь она привлекает. Но если говорить о «сейчас», то мы подчиняемся требованиям заказчика, и встаёт вопрос: зачем заморачиваться, если ему нужна обычная картинка?
Василий Кривошеин
архитектор
По мнению проектировщика, дополненная реальность стала «фишкой» проекта стадиона, никак не упростив его проектирование и строительство.
По мнению Кривошеина, AR имеет смысл использовать в строительстве только на этапе демонстрации проекта, чтобы произвести вау-эффект. Технические возможности пока не позволяют пользователю получить принципиально новый опыт погружения.
Демонстрации модели стадиона «Калининград» в AR
Обучение хирургическим операциям с эффектом присутствия
Лондонский проект Medical realities появился в 2017 году. Его основали стартапер в области робототехники Стив Данн и профессор медицины Шафи Ахмед. Оба до основания общего проекта Medical realities занимались медициной и иммерсивными технологиями.
В 2014 году они познакомились на медицинском форуме, в апреле 2016 года сооснователь компании Шафи Ахмед провёл первую в мире онкологическую операцию, которая транслировалась в режиме 360°. Более 55 тысяч человек наблюдали за ней в онлайне.
Проект Medical realities позволяет наблюдать за операциями с эффектом погружения
В апреле 2017 года компания Medical realities запустила первый обучающий модуль с AR и VR. Он позволяет изучать хирургию, используя виртуальную и дополненную реальности, что даёт эффект погружения. Для этого нужны очки виртуальной реальности.
Доступ к двум обучающим модулям бесплатен. Чтобы пройти все модули и получить доступ к стримам, нужно отдать $10 в месяц. Обучающую программу, разработанную Medical realities, скачали более 12 тысяч раз, число пользователей увеличивается примерно на 2000 в месяц. Больше всего пользователей из Великобритании — 30%, из США — 25%, Европы — 15%, Азии —15%. Компания отказалась обозначить прибыльность.
Сейчас у стартапа два проекта с дополненной реальностью. Это AR-футболка, которая показывает анатомию человеческого тела c помощью загружаемого приложения. Во-вторых, компания находится на этапе бета-тестирования проекта с использованием HoloLens. Он позволяет команде до четырех врачей-хирургов работать вместе независимо от того, насколько далеко они находятся друг от друга.
Стив Данн
сооснователь Medical realities
У стартапа уже был опыт, когда четыре хирурга делали операцию и консультировались друг с другом, причём двое из них находились разных местах Лондона, один — в Индии, другой — в США.
По словам Стива, сейчас в компании преобладает использование VR.
Учебный симулятор с использованием AR/VR позволяет учиться делать операции удалённо
«Но я считаю, что в течение двух следующих лет использование этих двух технологий будет более сбалансированным. Это зависит от эволюции аппаратных средств, таких как Microsoft HoloLens и Magic Leap», — рассказал сооснователь стартапа.
В планах Medical realities разработать обучающий модуль, который позволял бы хирургам не только наблюдать операции с помощью технологии AR, но и практиковаться в условиях виртуальной реальности. К тому же стартап ведёт переговоры с медицинскими школами и университетами, чтобы добавить курсы хирургии в условиях дополненной и виртуальной реальностей в учебные программы.
Скриншот из обучающего модуля Medical realities с использованием AR
AR как помощник на автозаводах
Пилотных проектов с AR особенно много в машиностроении. На заводе в Лионе, где собирают двигатели для Renault Trucks, осенью 2017 года испытан прототип системы оценки качества сборки продукции на базе HoloLens. Заводе Ford Sollers производит кроссоверы Ford EcoSport, хетчбэки и седаны Ford Fiesta в Набережных Челнах. Во втором полугодии 2017 года там протестировали разработку с AR, после этого проект запустили на заводе в Елабуге.
Использование Hololens в проекте Pick by Vision
Проект Ford Pick by Vision интегрирует HoloLens с системой цифрового управления складом. Заказ на подбор деталей для конкретного автомобиля формирует система, она же передаёт информацию на визуальный интерфейс очков по Wi-Fi. После этого сотрудник может использовать эти очки для поиска нужных деталей (этому помогают графические подсказки) и для отслеживания выполнения заказа.
Существует классическая система организации склада Pick To Light. Эта технология базируется на проводных светодиодах, подведённых к каждой складской ячейке. По сравнению с ней, использование AR-очков и системы Pick by Vision повышает эффективность логистических процессов и скорость адаптации склада под новые условия.
Илья Стрыгин
вице-президент по ИТ компании Ford Sollers
К примеру, в классическом варианте организации склада нужно реструктуризировать склад: разобрать систему из сотен проводов и лампочек, демонтировать её, собрать в новом месте, возможно, в другой конфигурации. (В такой организации при запуске на конвейер новой модели появляются новые детали.) Это материальные и временные затраты, поэтому перенастройка оборудования — главная проблема в обновлении производства.
AR на заводе Ford Sollers
По словам Ильи Стрыгина, используя AR, сотрудник может перенастроить систему склада за полчаса. Как рассказал сотрудник завода, для корректной работы системы дополненной реальности на заводе нужно относительно немного: хороший уровень освещённости и разнообразная и небыстро меняющаяся обстановка. Специальное обучение для сотрудников не требуется, всё ограничивается инструктажем.
Мы обучаем сотрудников склада тому, как правильно надевать очки, командам и жестам, которые необходимы для работы с системой (оператор склада подтверждает подбор комплектующим либо жестом, либо голосом). Использование максимально интуитивно.
Илья Стрыгин
вице-президент по ИТ компании Ford Sollers
Сложностей в использовании технологии вице-президент по ИТ не назвал. По словам Ильи Стрыгина, говорить о сэкономленных средствах пока рано, так как сравнивать корректнее при организации нового склада, к примеру, при запуске новой модели на производстве.
Дизайнеры Ford могут рассмотреть разные варианты внешнего вида новой модели автомобиля, используя 3D-очки
Автоконцерн собирается внедрять технологию дополненной реальности и в другие процессы: это обучение сотрудников, разработка новых автомобилей. К примеру, дизайнеры Ford в Дирборне больше года проводят пилотные испытания другого проекта с HoloLens.
С помощью инновационного инструментария художники могут «примерить» различные формы, размеры и текстуры на будущий автомобиль за минуты — это быстрее, чем создание физических моделей из глины.
Другие компании, которые занимаются дополненной реальностью в других сферах промышленности в России и за рубежом, не ответили на вопросы vc.ru.
Проект с AR есть у ядерного предприятия «Сибирский химический комбинат» (правда, в пресс-релизе этой компании технология называется несуществующим термином «добавленная реальность»), медицинского стартапа Accuvein, который позволяет проецировать голограмму вен и сосудов прямо на кожу пациента, и космического подразделения Lockheed Martin.
Демонстрация принципа работы Accuvein: проекция голограммы сосудов на руку пациента
Чтобы понять, когда AR-проекты действительно смогут «выстрелить» и что им мешает, мы поговорили с независимым экспертом в области смешанной реальности Андреем Ивашенцевым.
Ивашенцев — эксперт в AR, VR, MR проектов в «Сколково», ранее он отвечал за инновации в компании Game Insight, возглавлял отдел технологического евангелизма в Microsoft Russia, (работал с игровой аудиторией, ведущими студиями и руководил развитием VR- и AR-экосистем в Центральной и Восточной Европе).
Далее — монолог эксперта.
«Создание проектов в дополненной реальности сложнее, чем в виртуальной»
Разработка в области дополненной реальности в первую очередь связана с внешним контекстом. В то же время качественно обработать внешний контекст в случайной среде сложно: допустим, сделать компьютерную игру, которая бы взаимодействовала со стенами и превращала бы их в стенки пещеры. Это технически возможно, но в разработке будет стоить миллионы долларов, а потребителей в таком количестве, чтобы эти затраты «отбились», нет.
Разработчикам проще создавать менее интерактивные, более лёгкие сценарии в формате «игрушек». Такой подход сокращает цикл проекта и его совокупную стоимость, оставляя вау-эффект от использования AR.
Андрей Ивашенцев
эксперт в области смешанной реальности
Если представить, что сейчас я начну делать новый стартап — например, суперфункционального интерактивного ассистента в дополненной реальности для медицины за несколько миллионов долларов и пару лет разработки, — шансов, что я найду адекватных и платёжеспособных клиентов, чтобы отбить затраты на производство, очень мало.
В России понятно, почему (у медицины нет денег), на Западе же производители AR-устройств и сами медицинские учреждения самостоятельно работают над подобными проектами, и на российский продукт будут смотреть косо.
«Демократизация пока не удалась»
То, что делают Apple, Google и остальные гиганты, «приземляя» технологию дополненной реальности в потребительском сегменте на формат мобильных устройств, даёт возможность демократизации. У каждого человека есть максимально простой доступ к AR-контенту с того устройства, которое лежит у него в кармане. Благодаря этому подходу снижается порог входа, а большинство людей уже сходу понимают, о чём идёт речь, когда разговор касается дополненной реальности.
Правда, в 2014-2015 годах все надеялись на технологический прорыв: думали, что AR-технологии и их распространение шагнут вперёд, проникновение AR-устройств повысится и у каждого пятого будут VR-очки или другие аналогичные устройства. Ничего этого не произошло, финансовый кризис и прочие экономические сложности развитию AR и VR, конечно, «помогают».
«C коротким горизонтом планирования вкладываться в AR бессмысленно»
Уже сегодня инженер с условным Microsoft Hololens может работать в со сложной машинерией, это будет красиво и эффективно, но стоимость разработки такого проекта высока. У нас в стране с лишним миллионом долларов не сказать, чтобы было хорошо. Кроме того, в России не очень хорошо с долгосрочным инвестированием в инновации.
Из-за этого мы можем планировать разработки лишь на один-два года вперед, потому что рыночную ситуацию предсказать сложно, технологические платформы эволюционируют, а риски колоссальные.
Крупная компания легко может позволить себе разработать проект с дополненной реальностью. «Нефтянка», банки, промышленность — все пытаются играть с AR, но большинство этих проектов не уходят дальше пилотных внедрений и красивых пресс-релизов.
Большие, интересные, настоящие проекты про повышение эффективности с помощью AR делаются в глобальных международных компаниях, которые могут себе позволить тратить на такие проекты миллионы и сотрудничают с гигантами вроде Microsoft, Google или Magic Leap на уровне стратегического партнёрства.
В России всё ещё можно привлечь инвестиции на AR-проекты и даже найти клиентов. Но массовые сценарии использования AR в России (да и в мире) —это демонстрации на выставках и конференциях, шоурумы, продуктовые каталоги и программы лояльности. То есть потребительский контент для нужд маркетинга.
Приложение «Гознака» для распознавания купюр с использованием AR
«AR будет развиваться быстрее, когда экосистема станет более зрелой»
ИТ-гиганты уровня Microsoft идут по пути формирования AR-экосистемы сфокусировано и системно. Исходя из потребностей большинства индустриальных клиентов, они создали набор приложений для Microsoft HoloLens с самыми востребованными сценариями Remote Assist и Layout.
Эти приложения позволяют создать удалённого помощника при работе со сложным и дорогим оборудованием и оптимизировать рабочую область с размещением промышленных станков в виртуальном пространстве.
Использование сценария Microsoft Dynamics 365 Layout на производстве позволяет воссоздать макет заводского помещения
Так Microsoft решает задачу, которую раньше крупные корпоративные клиенты были вынуждены перекладывать на внешних разработчиков или молодые AR-стартапы. Этим Microsoft уменьшает риски провала проектов с использованием HoloLens. Похожий подход использовали в Google, внедряя Google Glass в США, например, на производстве Boeing.
К сожалению, формирование экосистемы — долгий и дорогостоящий процесс. Все хотят видеть на рынке компактные, удобные, мощные, функциональные и автономные устройства на порядок дешевле чем то, что есть на рынке сейчас.
Было бы здорово, если бы появилось устройство в форм-факторе Google Glass с функциональностью Hololens.
«Надо ждать технологического прорыва или вирального решения»
Индустрия сегодня находится на том этапе технологического развития, когда смартфон не становится компактнее и быстрее несколько раз в год. Для коммерческого успеха iPhone, например, достаточно повышать производительность на 20 процентов в год.
В случае с AR необязательно должны произойти технологические прорывы: достаточно, чтобы появился прорывной продукт с адекватной рыночной ценой или новый сценарий использования, который ещё никому не приходил в голову, который может стать виральным, как покемоны. Люди хотят видеть реальную применимость технологии и продукта прямо здесь и сейчас.
«Хайп прошёл, и деньги сгорели»
Сейчас инвесторы в индустрии осторожничают, за последние годы инвестиции в AR- и VR-проекты уменьшились в несколько раз.
Деньги, закопанные туда «на хайпе» два-три года назад, по мнению инвесторов, просто сгорели.
На самом деле не сгорели, конечно: инвестиции в продукты превратились в инвестиции в экспертизу.
Производители оборудования тоже подстраиваются под реалии рынка и действуют осторожно. Ограниченный спрос побуждает их тратить больше ресурсов на R&D (Research and development, научные изыскания и разработка — vc.ru), выпускать устройства небольшими партиями и работать в первую очередь с обратной связью основных потребителей — корпоративных клиентов.