Evangelist
28 декабря 2018
1425

Комментарий: нужна ли виртуальной реальности дополнительная иммерсия?

Говорят, что идеальная виртуальная реальность должна симулировать все сенсорные стимулы по максимуму. Реализация такого видения с использованием беговых дорожек, гаптических перчаток и симуляторов запаха является дорогой, сложной и технически относительно примитивной. Но действительно ли пользователям нужно все это оснащение, чтобы достоверно перенестись в другой мир?

Когда несколько лет назад вокруг виртуальной реальности вновь возникла шумиха, некоторые люди полагали, что триумф Матрицы − это лишь вопрос времени. Как еще можно объяснить тот факт, что инвесторы потратили миллионы долларов на разработку экзотических аксессуаров для виртуальной реальности, для которых не существовало рынка сбыта?

Спустя годы мы так и не приблизились к великому видению Матрицы: хотя VR гарнитуры продолжают развиваться, а наши глаза и уши погружаются во все более реалистичный мир, никакого существенного прогресса в симуляции других чувств достигнуто не было.

Беговые дорожки большие, шумные и, в худшем случае, не расширяют, а наоборот ограничивают свободу передвижения. Перчатки с реалистичной гаптикой настолько громоздкие, что в них даже неудобно надевать или снимать гарнитуру. А еще есть симуляторы запаха (например, от Vaqso или Feelreal), которые требуют дополнительных издержек и доработок, как от пользователей, так и от разработчиков контента.

У всех этих продуктов есть одна общая черта: они вряд ли выйдут на массовой рынок в обозримом будущем. Даже VR гарнитурам тяжело дается этот путь. Что уж говорить об аксессуарах? Степень улучшения иммерсии должна быть настолько высокой, чтобы она сумела оправдать стоимость приобретения и использования аксессуара. Однако в случае с виртуальной реальностью добиться этого весьма сложно.

Для абсолютной виртуальной реальности нам нужны совершенно иные технологии

Со времен VR хайпа 1990-х годов технологии сенсоров и дисплеев эволюционировали, а оборудование стало более доступным, что позволяет производителям предлагать VR гарнитуры более высокого качества за меньшие деньги.

Тем не менее, это не означает, что аналогичных успехов можно достичь и в других областях VR симуляции, например, в гаптике. Так или иначе, с текущим состоянием техники невозможно достичь максимального реализма виртуальной реальности.

Нужно использовать совсем иной подход. Например, можно подойти к решению проблемы со стороны нейрологии: вживить мозговой чип, который будет влиять непосредственно на перцептивный аппарат человека. В этом отдаленном высокотехнологическом будущем сегодняшнее оборудование может показаться примитивным.

Одно только «но»: эта технология пока не существует и неясно, возникнет ли она когда-либо вообще. Сегодня о ней можно рассуждать лишь в контексте философских размышлений и научной фантастики.

Мозг — лучшая VR технология

Хорошей новостью является то, что нам не нужен мозговой чип для полноценной иммерсии. Человечество перемещалось в другие рукотворные миры и до появления виртуальной реальности. Это можно увидеть из истории изобразительных методов, которые можно проследить до верхнего палеолита.

Например, создатели наскальных рисунков Ласко использовали стены для прорисовки панорамного обзора и обыгрывали форму скал, чтобы придать изображенным животным пространственную глубину и реалистичность особенно при тусклом освещении.

Конечно, эта симуляция не была идеальной, но мозг наших предков самостоятельно заполнял пробелы. Современные человеческие когнитивные способности функционируют по тому же принципу: они объединяют в единое целое различные сенсорные впечатления и, таким образом, постоянно создают то, что мы называем реальностью.

Когда мы используем виртуальную реальность, работает тот же когнитивный механизм. Например, только благодаря способности нашего мозга к интерпретациям мы чувствуем, что движемся по помещению, хотя на самом деле сидим в кресле с VR гарнитурой на голове. Опять же, эта симуляция далека от совершенства, но она достаточно хороша, чтобы визуально обмануть нас и создать ощущение локомоции. Мозг так легко поддается обману, что некоторых людей укачивает.

Зачем уходить в дебри, когда оптимальное решение под боком?

Любая иммерсивная среда более или менее абстрагирует пользователя от сенсорных стимулов реального мира. Именно это и будет делать виртуальная реальность до тех пор, пока не возникнут технологии, способные положить конец всему избыточному аппаратному обеспечению.

До тех пор, VR индустрии стоит стремиться к умеренной, но качественной иммерсивности, чем пытаться добиться эфемерной идеальной симуляции. В противном случае образуется слишком большой разрыв между тем, что обещают кино и маркетологи, и тем, чего на самом деле способны достичь нынешние технологии. Именно завышенные ожидания могут стать помехой для успеха.

Стоит понизить свои требования и перестать рассматривать виртуальную реальность в качестве совершенно новой медиа-парадигмы, способной обмануть сенсорные стимулы или даже заместить нашу реальность.

Вместо этого стоит рассматривать VR и AR более прагматично. Например, как новый тип компьютера, который позволяет более естественно изучать цифровые миры, пользуясь телом в качестве средства ввода данных. С этой задачей VR хорошо справляется и сейчас… без беговых дорожек, гаптических перчаток и подобных наворотов.

0 комментариев Оставить комментарий