Evangelist
15 августа 2018
2976

Пионер VR Айвен Сазерленд: «Наши исследования не были новаторскими»

Пятьдесят лет назад Айвен Сазерленд и Роберт Спроулл создали один из первых VR/AR шлемов. Организаторы конференции Siggraph решили отпраздновать юбилей выставкой и гостевой лекцией Сазерленда. На Твиттере как раз появились первые фотографии с этой выставки. Среди экспонатов – VR шлемы начала 90-х годов.

Устройство, предназначенное для исследовательских целей, весит 1,67 килограмма, имеет белый окрас и дисплей с разрешением 240 на 120 пикселей. Поле зрения в 100 градусов сопоставимо с сегодняшними VR гарнитурами. Устройство 1993 года (на втором фото) визуально напоминает DK1 Oculus Rift, который появился двадцать лет спустя.

https://twitter.com/scoutwindsor/status/1029130595501191168

Построенный Айвеном Сазерлендом и Бобом Спроуллом в 1968 году наголовный дисплей теперь считается одной из первых полностью функциональных VR/AR систем. Он был массивным и свисал с потолка, удерживаемый хитроумной конструкцией.

Висящая махина была поистине устрашающей, и поэтому Сазерленд назвал устройство «Дамоклов меч», ссылаясь на историю из древней мифологии.

Один из инженеров, участвовавших в процессе создания шлема, описывал, как страшно было размещать на голове устройство, на которое подавалось напряжение в несколько тысяч вольт.

Движения головы определялись механически с помощью гибких соединений устройства и ультразвуком передавались на специальную сетку, так что у человека возникало ощущение, что он видел закрепленный в пространстве объект. Стереоскопический дисплей улучшал пространственное впечатление.

Работа Айвена Сазерленда была одним из главных источников вдохновения для пионера VR Джарона Ланье, о котором мы неоднократно писали ранее. Именно Джарон Ланье разработал первые коммерческие VR-системы в 1980-х годах и придумал термин «виртуальная реальность».

Сазерленд признался в своем выступлении, что находит этот термин странным оксюмороном. По его мнению, это название не применимо к его изобретению:

«Отображаемые объекты не были ни очень реальными, ни очень иммерсивными. Это были простые светящиеся линии в комнате».

Когда его спросили, смог бы ли он с ретроспективной точки зрения создать на том устройстве что-нибудь еще, Сазерленд ответил:

«Инженерам приходится работать с тем, что есть в распоряжении. Тогда у нас не было микрочипов и тому подобного».

Роберт Спроул добавил, что тот конкретный проект стремился решить весьма узкую и специфическую проблему и всецело опирался на наработках других исследователей.

У Сазерленда также поинтересовались, продолжал ли он работать над шлемами после завершения проекта.

«Я мало думал о будущем. Кто бы мог подумать, что 50 лет спустя мы будем здесь на этой конференции? Я уж точно не мог. Это была новаторская работа, которая никому особо не пригодилась. И с научной точки зрения, там не было блестящих открытий», − скромно подчеркнул пионер виртуальной реальности.

Ниже вы можете посмотреть видео с мероприятия в полном объеме.

 

поделитесь с друзьями: источник:
0 комментариев Оставить комментарий