В банкротстве Starbreeze частично виноват переизбыток инвестиций
В декабре 2018 года финансовые неприятности шведской игровой и VR студии Starbreeze стали достоянием общественности. Частично в кризисе виноваты избыточные и бездумные инвестиции в виртуальную реальность.
От старта и до прекращения продаж высококлассной VR гарнитуры StarVR прошло всего около трех недель. Причиной этого было не отсутствие интереса к новинке со стороны комьюнити (напротив, оно было весьма заинтриговано), а финансовые трудности материнской компании Starbreeze.
Подробный отчет портала Eurogamer показывает, что весомой причиной финансового кризиса студии стали огромные и беспорядочные инвестиции в виртуальную реальность.
Инвестиции без перспективы среднесрочной окупаемости
В 2015 году компания Starbreeze приобрела за $2 млн французского производителя VR гарнитур Infiniteye, который специализировался на VR устройствах с очень широким полем зрения. Затем команда Starbreeze потратила $10 млн на оборудование и программное обеспечение для тематического VR парка в Дубае.
Еще $7,1 млн ушло на покупку бельгийской анимационной студии Nozon в 2016 году, которая разработала специальную технологию («Presenz») для анимационных VR фильмов с пространственным движением. $5,5 млн Starbreeze потратила на отслеживающий коврик и другие многообещающие VR технологии, о которых ничего так и не было слышно с момента приобретения.
В Индии Starbreeze купила аутсорсинговую студию под названием «Dhruva», а также открыла офисы в Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Париже и других городах. По словам сотрудников Starbreeze, это обошлось компании в баснословную сумму.
К этому прибавились затраты на разработку VR игры «John Wick», а также инвестиции в VR кафе в Стокгольме, в котором, согласно местным источникам, почти никогда не было посетителей. Команда Starbreeze также сотрудничала с Imax при создании ныне уже закрытых VR центров Imax.
https://www.youtube.com/watch?v=hBqsn12rjqI
«Для VR центров им нужно было много контента, поэтому мы набирали всех разработчиков без разбору и без каких-либо серьезных проверок качества», − говорит источник Eurogamer. «Они слепо осыпали разработчиков деньгами».
Что касается затрат, то за два года заявленные Acer инвестиции превысили $9 млн. Но в целом неясно, были ли они полностью переведены на счета студии.
Вывод: слишком рано, слишком рискованно
По мнению Eurogamer, трагический финансовый кризис Starbreeze во многом связан с провалом PC игры «The Walking Dead», а также с крупными инвестициями, которые студия вкладывала в решения, которые прямо не касались ее основного бизнеса.
В итоге компания накопила более $44 млн долгов, из них около $8 млн она должна одной только Acer за проваленный VR проект.
«StarVR высасывала кучу денег, а высокопроизводительная VR гарнитура, разработанная совместно с Acer, так и не вышла».
«Никто не знал, как быстро исчезают деньги. Мы увидели новости, как компания Acer выкупала акции StarVR и тому подобных. Когда видишь такие сообщения, думаешь: о, черт, это плохо. Но никто не знает, как быстро все случается», − говорит анонимный источник.
В настоящее время неясно, что в итоге произойдет с высококлассной гарнитурой StarVR. Мажоритарный акционер Acer, очевидно, намерен закрыть или продать дочернюю компанию Starbreeze. Власти Швеции и руководители Starbreeze в настоящее время обсуждают будущее всей компании.